Дизайн

 

Самым удивительным дизайнерским откровением была тротуарная плитка, разработанная мной по заказу Главного художника Санкт-Петербурга в 1987 году.

Удивлялои не только менято, что найденный рисунок позволял составлять из плитки неограниченное (действительно неограниченное!) количество комбинаций.

За дизайн плитки я получил авторское свидетельство Роспатента и премию института ЛенПроект.

 

 

 

 

 

Интересной оказалась разработка проекта садовой мебели (по заказу Управления садово-паркового хозяйства Санкт-Петербурга). К сожалению, не реализованного.

 

Безимени-1

 

Лавочки и банкетка.

 

 

Безимени-2

 

Скамья и стол.

 

 

Безимени-3

 

Садовый диван и скамья.

 

 

Безимени-4

 

Скамьи.

 

 

Безимени-5

 

Скамьи для двоих.

 

 

Безимени-6

 

Урны, приствольный круг, песочница.

 

 

А вот реализованный.

Дизайн-проект оформления экспозиции выставки в Выставочном зале на Свердловской набережной. Здесь я работал в составе авторского коллектива.

 

 

 

 

 

 

В 1994 году я выпустил в свет книжку «Школа русского дизайна», которая рассказывает о методе ассоциативного проектирования, созданного во время моей работы в Средней художественной школе при Академии художеств, в период с 1988 по 1991 годы.

Вот ее содержание:  

 

xox

 

Человеческие лица...

Линии и формы каждого отрисованы, природой свободно и исключительно индивидуально.

Множество образов, среди которых мы не найдем двух одинаковых.

Каждый неповторим...

За каждым кроются характер, привычки, творческое начало.

Человеческий образ — един...

Глаза, брови, лоб, строение лица повто­ряются в другом, но имеют свои особенности.

Природа неустанно творит новые образы.

Благодаря этому мы узнаем человека при встрече, его образ живет в нашем сознании, нас помнят и узнают другие люди.

Свободно создавая это богатство человечес­ких образов природа следует неизменяемому, единому закону: — она ни разу не повторяется.

Постижение этого закона — задача нового этапа человеческого творчества!


Всякое произведение человека, как то: — слово, жест, музыка, рисунок, картина, иллюстрация, дизайнерская форма, архитектурное сооружение и т. д. — является средством передачи информации о мире, жизни, человеке между «про­изводящим» и «воспринимающим» это произведение людьми.

Произведение человека мы назовем объектом творчества человека.

Чем больше информации «производящий» зак­ладывает в свой объект творчества, чем более гармоничен и совершенен сам «производящий» — тем, «сильнее» объект его творчества.

Чем более силен объект творчества, — тем больше информации сможет он передать воспринимающему его человеку.

Чем более гармоничен «воспринимающий», тем более он способен оценить силу объекта твор­чества другого человека.

Творчество, здесь, рассматривается, как путь совершенствования и гармонизации человека.

Объект творчества после своего создания живет самостоятельной жизнью.

Чем более силен объект творчества, тем более он «живуч» в мире.

В дизайнерском объекте творчества инфор­мация заключена в линии, форме, цвете, фактуре и других его составляющих.

Линию, содержащую «живую» информацию — назовем «живой» линией.

Линию, не содержащую «живой» информации назовем «мертвой» линией.

Весь окружающий человека живой мир, сам человек, как часть этого мира, сильнейшие объ­екты творчества человека — построены на «живых» линиях.

Линии, внесенные человеком в мир, как объек­ты творчества, призвольно, т. е. не опираясь на информацию живого мира — «мертвые».

Живой мир не содержит прямых линий: ствол дерева, линия горизонта, линии растительного и животного мира, линии человеческого орга­низма — не прямые линии.

Эвклидова прямая, как линия соединяющая две точки пространства — «мертвая» линия.

Как улавливается «мертвость» прямой линии воспринимающим ее человеком!*..

Отсутствием при ее восприятии каких-либо ассоциаций с «живыми» линиями живого мира.

Прямая линия ассоциируется с неким абстрактным, безстрастным, идеализированным продуктом «холодного», «трезвого» человеческого рассудка.

Прямая линия придумана человеком, как ин­струмент гармонизации живого мира «живых», не прямых, линий, как механизм упорядочения ка­жущейся хаотичности, беспорядочности линий живого мира.

Всмотримся в прямую...

Она не свободна и предопределена в себе.

Взгляд скользит по линии, без каких-либо эмо­ций, переживаний, ему не за что «зацепиться», он безостановочно двигается по ней, как по жесткой «мертвой» системе точек или отрезков, каждый из которых повторяет предыдущий, не меняя его ка­чества.

Прямая количественна.

Прямая математически логична.

Она оторвана от реальности окружающего мира, она «сама в себе».

Она — «геометрический» инструмент.

Это с одной стороны.

Но явление имеет и другую.

Человек не случайно наделен логическим мышлением и холодным рассудком.

Прямая, как продукт человеческого рассудка имеет свои качества

Это — трезвость, ясность, прямота человечес­кой мысли.

Человек создал прямую, раскрыв свои творчес­кие потенции, заложенные в рассудочной, логи­ческой, математической области его разумной сущности.

Поскольку геометрические кривые — окруж­ности, гиперболы, параболы и т. д. могут рас­сматриваться, как производные прямой линии, в нашей терминологии они классифицируются как «мертвые».

Так же рассматриваются такие производные прямой, как ломанная линия, геометрические фигуры: квадрат, треугольник, ромб и т. д.

Дизайнерский, архитектурный объект твор­чества, построенный исключительно на «мертвой» прямой и ее производных мы классифициру­ем, как «мертвый».

Рассмотрим теперь «живую» линию.

Возьмем линию, отрисованную просто челове­ческой рукой, без применения геометрических инструментов.

 

Adobe Systems

 

«Живая» линия сродни линиям живого мира.

«Живая» линия не внесена в мир, — она изна­чально присутствует в нем.

С линиями живого мира она связана принци­пом своего образования.

Она свободна, ее не сдерживает ничего.

Это линия — не рассудка.

Данная «живая» линия ассоциируется с релье­фом пустыни, с тихим движением морских волн, с парящим полетом птицы и т. д., причем ассоциативный ряд бесконечен и зависит от силы воображения воспринимающего ее человека.

«Живая» линия — поэтична.

Если представить ее рядом следующих друг за другом точек или отрезков, то каждый из них не похож на предыдущий, своеобразен.

Их соединение — не «жестко».

Ошибется тот, кто определит «живую» линию, как сочленение маленьких отрезков «мертвых» прямых линий.

Ошибется, потому что «живая» линия — пер­вична.

Она не создана человеком по примеру прямой, она просто взята из живого мира.

Производных «живой» линии — нет. «Живая» кривая — самостоятельна.

«Живая» линия — качественна. Если опять представить обе линии рядом то­чек, то «мертвая» линия определяется их коли­чеством, «живая» — качеством их расположения.

«Живая» линия — интуитивна и не поддается

логическому, математическому анализу. Ее не воспроизвести.

Она создается подсознательной, не контро­лируемой рассудком областью человеческого разума.

Что может «живая» линия..?

Она может быть предельно нейтральной к воспринимающему ее человеку и не будоражить его сознание загадками своего существования.

Она может создать такой вихрь образов, что воспринимающий ее человек остановится в недо­умении и будет долго задаваться вопросом — «Что бы это значило?»

 

Adobe Systems

 

Она может быть колючей, атакующей и рвать плоскость, на которой расположена, рождая защитные реакции у «воспринимающего».

 

Adobe Systems

 

Но может быть ласковой и нежной и распо­лагать к общению.

 

Adobe Systems

 

Она может быть всякой и в этом ее необъ­яснимая, выразительная сила, образность и притягательность для творческого использования.

Человек научился профессионально общаться с «мертвыми» линиями. Сейчас они занимают гос­подствующее положение в создании им среды жизнедеятельности.

Однако, их возможности ограничены.

«Живая» линия, постоянно присутствующая в жизни человека, в прямом и переносном смыс­ле постоянно находящаяся у него под ногами, но еще не познанная так, как «мертвая» — представ­ляет объект нового познания.

Сейчас Школой Русского Дизайна лишь откры­ты безмерное образно-выразительное богатство «живой» линии и ее огромная неизведанная твор­ческая энергия.

 

Мы несколько раз использовали термин ас­социативность, — определимся в этом понятии:

Ассоциация — обусловленная предшествующим опытом связь представлений, благодаря которой одно представление, появившись в сознании, вы­зывает по сходству, смежности или противопо­ложности другое.

Ассоциация не предполагает тождества пред­ставлений или равенства их друг другу.

В примере с «живой» линией — рисунок ее ассоциировался (т. е. был похожим, но нетож­дественным) с определенными линиями живого мира.

Ассоциативность или ассоциативная связь — одно из базовых понятий Школы.

Любые линия, форма, объем — ассоциативны. В момент восприятия объекта творчества «воспринимающий», в зависимости от своего предшествующего опыта, подсознательно нахо­дит его ассоциативные прообразы.

«Производящий», в зависимости от цели своего творчества, может сознательно или подсозна­тельно закладывать в объект творчества те или иные ассоциации.

Школа исходит из того, что человек, произво­дящий визуальный, т. е. воспринимаемый глазом, объект творчества, способен посредством ас­социации визуализировать в нем любое явление человеческой жизни и окружающего его мира.

Объект творчества может ассоциироваться не только с образами материального мира, но и со­держать в себе информацию о явлениях духов­ного мира, как-то — чувства, настроения, меч­ты и т. д.

К примеру, линия может ассоциироваться не только с песчаными дюнами пустыни, но быть радостной или грустной, спокойной или дина­мичной.

Посмотрим, как меняются ощущения воспри­нимающего человека, в зависимости от визуали­зированной в объекте творчества информации.

Обратимся к шрифтовому дизайну и поработа­ем с буквой «А».

Отрисуем букву в обычной графике.

 

Adobe Systems

 

Весь абрис буквы построен на «мертвых» линиях.

Кроме, уже обозначенных ассоциаций, при­сущих этим линиям, в образе буквы присут­ствуют, слабо считываемые ассоциации: — движе­ния вверх, вдоль боковых граней абриса; устойчи­вости опор — двух «ножек» буквы; некоторые ас­социации с шалашом, фронтоном здания и т. д.

Все они косвенны и возникают лишь тогда, когда «воспринимающий» специально задается целью их найти.

Главная информация данного образа — естест­венно-графический знак, соответствующий звуку и букве русского алфавита. — Это функция.

Образ логичен и понятен «воспринимающему».

Заменим «мертвые» линии абриса на «живые», не меняя общего построения буквы.

 

Adobe Systems

 

Мгновенно, образ «ожил». Свобода линий, его формирующих, внесла в него своеобразие, хотя и не добавила каких-либо ярких ассоциаций.

В своем общем построении он по прежнему логичен, в конкретности графического выраже­ния, т. е. в конкретности данных «живых» линий логика поколеблена.

У «воспринимающего», привыкшего к прямо­линейным стереотипам возникает ощущение не­законченности, недоработанное™ графики. Хо­чется взять линейку и прочертить все четко.

У «воспринимающего», свободного от них нет ощущения незавершенности образа.

Абрис воспринимается, как данность и даже возникает исследовательский интерес, начина­ющийся с вопроса: — «Почему так..?»

Следующей операцией внешний абрис обра­зуем «мертвыми» линиями, внутренний — «живыми».

 

Adobe Systems

 

Ассоциативно образ воспринимается, как что — то «свободное», «живое», заключенное в «мертвую» клетку или оболочку.

Два начала противопоставлены.

Сократим до минимума количество «мертвых» линий в абрисе. Только подножия буквы — прямые, остальное очертание — свободные линии.

 

Adobe Systems

 

«Живая» буква стоит «крепко».

Она, как-бы «спаяна», «сцементирована» с не­ким прочным основанием.

Вернемся ко второму варианту и дальнейшее будем строить на его основе.

Воспроизведем его рядом со следующим:

 

Adobe Systems

 

Предпосылкой нового образа — было желание сделать букву, более устойчивой.

Достаточно небольшого, нюансного увеличения ширины основания, т. е. расстояния между «нож­ками» и цель достигнута.

Но... наклон внешних линий абриса обуслав­ливает эту устойчивость до определенного мо­мента!

Раздвинем «ножки» еще сильнее.

 

Adobe Systems

 

Буква воспринимается готовой сложиться на линию основания. «Ножки» разъезжаются и длин­ная горизонтальная перемычка не противится этому разъезду, Наоборот, она тянет боковые стороны вниз, к горизонтальному положению.

Ассоциативно образ очень неустойчив.

Мы видим, что восприятие образа каждый раз дает новые ассоциативные представления. Ими образ может наполняться «производящим» либо осознанно — впрямую, либо неосознанно «косвен­но», как бы случайно.

Отметим для себя эти два вида ассоциативных составляющих образа.

Поработаем с «прямыми» ассоциациями.

Опечалим «А».

 

Adobe Systems

 

Теперь развеселим.

 

Adobe Systems

 

В первом случае «воспринимающий» считывает какую-то грусть, томность и задумчивость печаль­ной «А»; во-втором налицо бесшабашность, прыгу­честь и неуправляемость «веселой» буквы.

Наряду с тем, что буквы «живут» своими «живы­ми» линиями, в них «живут» еще и прямые ассоци­ативные прообразы, которые легко считываются.

К косвенным ассоциациям на этих двух приме­рах мы отнесем: — в первом — некую податливость горизонтальному дуновению ветра слева направо, во-втором некое давление сверху на абрис, жест­ко зафиксированный треугольным сочленением верхней части, заставляющее «ножки» буквы разъезжаться в стороны.

Косвенные ассоциации возникли случайно, ими не задавался при проектировании образа «соз­дающий». Это «побочный» продукт.

Работая с «прямым» и «косвенным» ассоцииро­ванием в образе самых разных представлений, мы получим практически неисчислимый ряд непохо­жих друг на друга, индивидуальных «А».

«В чем же новизна..?» — спросит искушенный, практикующий в построении шрифтов, дизайнер, знакомый с бесчисленным количеством разра­ботанных и используемых шрифтов.

Ответим так:

Во-первых: — «Мертвые» линии стали живыми.

Во-вторых: — «Живые» линии обрели вырази­тельную силу и стали образно богаче «мертвых»,

В-третьих: — Ни один из образов не может быть растиражирован, Он предельно конкретен и живет только своей идеей, отвечая идеям своего создателя или заказчика.

В-четвертых: — Ассоциативный строй образа управляем «создающим» в той мере, в какой это необходимо, вплоть до полного исключения «кос­венных» случайных ассоциаций.

В-пятых: — Ассоциативность или идейное содер­жание образа главенствует над его функцией.

В-шестых: — «Воспринимающий» невольно ста­новиться исследователем объекта творчества. Образ заставляет его еще и еще раз вернуться к себе; Он сильнее запоминается.

В-седьмых: — Объектом творчества передается не только количественная, но в большей степени «качественная» информация... и т. д.

Наши примеры относились к такой области проектирования, как шрифтовой дизайн, обратим­ся к дизайну форм, к проектированию предметов быта окружающих человека. Современный бытовой дизайн строится на:

функциональности предмета;

технологичности его производства и ис­пользования;

эргономике, учитывающей;

особенности строения человеческого организма;

эстетике формы;

экономичности;

использовании новых материалов и спосо­бов обработки;

особенностях, связанных с самостоятель­ной жизнью предмета в человеческом быту (срок службы, удобство хранения).

Не ущемляя ни одну из этих предпосылок, Шко­ла определяет главную цель дизайнерского кон­струирования, как — создание на материале кон­кретного предмета, нового художественного об­раза, имеющего свою, иногда не зависимую от предмета идею.

Рассмотрим цепочку примеров иллюстрирующих такой подход.

Объект нашего творчества — обычный, знако­мый ежедневным общением кухонный чайник. Изобразим его в обычном состоянии.

 

Adobe Systems

 

Мы можем спорить о плюсах и минусах его эргономики, эстетики, удобства использования и т. д.; Школа выделяет главное — образное нача­ло почти отсутствует.

Все формы построены на «мертвых» линиях.

Статичный, «тяжелый» образ.

Даже при отчаянных попытках, отыскать инте­ресные ассоциации не удается. Выражаясь казен­ным языком — это бытовой кухонный предмет для кипячения и разлива воды.

Поработаем с его формой, не меняя матери­алов, способов крепления и количества состав­ляющих его частей.

Поскольку, мы имеем дело с плоскостным ри­сунком, — под изменениями формы мы будем по­нимать изменения абриса данного предмета.

Введем в «мертвый» абрис несколько «живых» линий; зададимся целью — «Придать динамичность форме» .

Дадим небольшой наклон плоскости «плечиков» основного объема и поддержим его изменением геометрии «носика» и крышки.

 

Adobe Systems

 

Форма наполнилась новым содержанием. Глаз уже не так безразличен к абрису. Кажется, что наклонная плоскость «плечиков» желает вернуть­ся к горизонтальному состоянию, подчинившись горизонтальности зеркала, предполагаемой в чайнике воды.

Это возможно только при наклоне всего абри­са в сторону носика.

Наклон в эту сторону — это естественное движение чайника при наполнении чашки чаем.

Ассоциативно форма чайника, как бы сама предлагает приступить к чаепитию.

Образ пока хаотичен, в нем еще существуют пережитки старой формы.

Продолжим наши превращения; — Изменим гео­метрию ручки и «носика» более активно.

 

Adobe Systems

 

Динамичность усилилась, Ассоциативно — это уже летящая по волнам яхта с задранным носом и с неким подобием паруса или флага под ветром.

Продолжим формирование нового образа. Со­льем «носик» и основное тело в один объем, Дора­ботаем геометрию ручки и крышки.

 

Adobe Systems

 

Получился новый, вполне законченный художе­ственный образ. Наличие живых линий в абрисе значительно раскрепостило его форму.

Сама форма рождает большое количество зрительных ассоциаций, Это уже знакомая яхта, сложенные ладонями внутрь руки, бутон цветка и т. д. Геометрия «мертвых» линий не довлеет, они уживаются в свободной форме.

Когда мы задаемся целью создать новый худо­жественный образ, мы очень активно используем ассоциативное мышление, как основной инстру­мент проектирования.

Обратим наше внимание непосредственно на творческий акт.

Попытаемся проследить, как происходит рож­дение идеи образа, как эта идея материализуется в новый образ и какова роль ассоциативного мышления в этом...

В сознании человека постоянно живет беско­нечный ряд представлений,

Эти представления человек накапливает в об­щении с окружающими его духовным и материаль­ными мирами.

Человеческая память — инструмент сохранения представлений.

Начиная творческий процесс, «создающий» с помощью памяти «вытаскивает» на поверхность своего сознания представления, соответствующие задаче творчества.

Они «рояться» в его сознании в виде ярких, сильных или слабых, вялых образов и идей.

В определенный момент творчества «создаю­щий» находит новую идею.

Она, безусловно, синтезирует в себе бывшие прежде и новые представления...

Новая идея выкристаллизовывается в новый идеальный (пока) образ.

Теперь «создающий» начинает ассоциировать идеальный, т. е. воображаемый образ в реальный, т. е. воспринимаемый органами чувств.

В процессе создания реального образа иде­альный корректируется, в соответствии с реаль­ными условиями творчества — материалом, спо­собностями «создающего» и др.

Окончательный реальный художественный об­раз ассоциировал откорректированный началь­ный идеальный.

Механизм ассоциативного мышления сработал.

Что мешает рождению новой идеи и нового образа?..

Стереотип...

Человек, привыкший постоянно работать с «мертвыми» линиями, не может мыслить свое тво­рение в «живых».

Ассоциируя стереотип в объект творчества он не создает «нового», — он просто комбинирует «старое».

Школа руководствуется идеей, что создание ху­дожественных образов возможно лишь при пол­ном освобождении сознания от стереотипных представлений.

Уясним насколько сильны стереотипы мышле­ния?!

Представим себе чистый лист бумаги...

Ставится задача: — «На листе провести горизон­тальную линию».

Порабощенный стереотипом — по линейке про­ведет линию параллельно нижней грани листа, расположенного горизонтально.

 

Adobe Systems

 

Свободный от него, — от руки проведет линию, вообще не учитывающую геометрию листа.

 

Adobe Systems

 

Первый творит, как принято и понятно, второй непонятно никому, кроме него самого. Первый — «консерватор»; второй — «новатор», У кого из них больше шансов создать новый художественный образ?.. Ответ очевиден.

Обратимся к некоторым «новаторским» прие­мам Школы в области графического дизайна.

Мы будем работать с тем же листом бумаги, представляя его обложкой книги, журнала, рек­ламного буклета т. п.

Мы будем пользоваться очень малыми средст­вами — линиями, точками, пятнами, каждый раз решая определенные задачи.

Чистый лист — это обложка рекламного буклета автомобильной компании.

Необходимо ассоциативно «зарядить» лист ско­ростью автогонок.

Сделаем это так:

 

Adobe Systems

 

Даже не зная задачи «воспринимающий» ощу­тит почти предельное напряжение графики линий, некую силу, нарушившую плоскость листа, прор­вавшую его, пронесшуюся по листу, оставив за собой след и расходящиеся от него волны.

Знающий задачу, может почувствовать себя пилотом несущегося автомобиля, воспринимаю­щим уносящийся окружающий мир, на предметах которого, глаз не успевает останавливаться.

Ассоциативно — это: и заход на очередной ви­раж, и сопротивление среды, где происходит дви­жение и следы маленьких камушков, стремительно вылетающих из-под колес...

Скорость, как явление, визуализирована в графике.

Теперь лист — это обложка сборника лиричес­ких стихов.

Это ностальгические стихи о былом, об ушед­шей юности, о первой любви.

Попытаемся найти адекватное им графическое выражение.

 

Adobe Systems

 

Графика ассоциируется со спокойной, едва колеблемой поверхностью воды, с легкими волна­ми, плывущего над землей тумана или ряда мыс­лей — воспоминаний с какими-то нечеткими, ушед­шими образами. В движении линий и пятен ощу­щается некая зыбкая неопределенность, отсутствует сипа, способная вдохнуть в них энергию действия.

Это ностальгическая образность.

Представим лист — плакатом строительной корпорации.

Ее идея — строительство прочных, крепких, надежных индивидуальных домов, коттеджей и особняков.

Ассоциируем ее.

 

Adobe Systems

 

Пятна — это не кирпичи или каменные блоки. Их положение — это не кладка, с привычной пере­вязкой швов.

Это графический образ и того и другого. Устойчивая пирамида ассоциируется с камен­ным шалашом или незавершенным фронтоном здания, с пирамидой, подготовленных к кладке, блоков.

Мы ассоциировали старые и новые представ­ления в новые художественные образы.

Зададимся вопросом: — «Почему система графи­ческих линий, к примеру, в варианте со ско­ростью, ассоциируется с этим явлением челове­ческой жизни?.. Почему, воспринимая абстракт­ную графику, мы угадываем ее идею?..»

Как «создающий» так и «воспринимающий» объект творчества — люди, живущие в едином мире.

Они похожи друг на друга не только своим внешним строением, но и внутренними ощуще­ниями событий и явлений.

И «создающий» и «воспринимающий», в течение жизни, не раз испытывали ощущения скорости движения.

При быстром беге, земля «улетает» из-под ног и глаз не успевает фиксировать всякие мелкие де­тали дороги.

Все они, как бы пролетают через сознание, оставляя своеобразные «линейные» следы в нем.

Представления следы — целенаправленно визу­ализируются в графических линиях «создающим».

Благодаря единству мира и человеческой при­роды, «воспринимающий», получив их, целенаправ­ленно, но почти не контролируемо сознанием, вспоминает на что они похожи.

При восприятии происходит мгновенное, под­сознательное выхватывание из памяти представ­лений, тождественных новым.

Это, своего рода, механизм ориентации чело­века, в постоянно меняющейся среде.

«Воспринимающий» хорошо помнит, что при движении в поезде или в автомобиле в одну сто­рону, видимые из окна предметы «убегают» в об­ратную, причем, чем они ближе к дороге, тем с большей скоростью проносятся мимо него.

В нашем примере, это увеличение скорости ас­социировано сгущением линий к «следу» дви­жения.

Свободные линии изображения ассоциируются со свободным, не фиксированным, скажем прямой линией, движением автомобиля.

Здесь, кроме сходности, сознательно-графи­ческих представлений «создающего» и «воспри­нимающего» необходимо отметить еще одно об­стоятельство.

Объект творчества — это не только визуальный объект.

Произнесенное или прочитанное слово — тоже объект творчества человека.

Само слово «скорость» уже вызывает опреде­ленные ассоциациативные представления.

«Воспринимающий», прочитав слово, уже наст­роен определенным образом, он уже «знает», что он может «найти».

Когда он «находит» то, что «искал», его предста­вления обогащаются аналогичными представлени­ями другого человека — «создающего».

Вернемся к форме и ее образованию.

Термин «форма» мы употребляем в значении — очертания, внешнего вида, контура или абриса предмета.

Принято считать, что формой задаются внеш­ние характеристики предмета.

На самом деле форма предмета присуща не только самому предмету, но и пространству, окру­жающему предмет.

Можно сказать, что внешняя форма предмета соответствует внутренней форме пространства, в котором предмет находится.

Например — внешняя форма или абрис круга на плоскости в тоже время является внутренней формой или абрисом фона плоскости, содержа­щей круг.

 

Adobe Systems

 

Школа определяет форму — как границу между предметом и пространством (или фоном), содер­жащим предмет.

Проектируя форму предмета, мы одновремен­но с этим проектируем форму пространства.

Обратим внимание на вторую составляющую этой пары.

Введем новый термин — «антиформа» предмета, в значении — очертания, внутреннего вида, абриса пространства или среды, содержащей предмет.

Рассмотрим такое изображение вазы или куб­ка, абрис которого вызывает двойственные ощу­щения.

 

Adobe Systems

 

С одной стороны форма кубка имеет самосто­ятельное значение, с присущими предмету свой­ствами — это чаша, ножка и база.

С другой стороны мы видим два одинаковых профиля человеческого лица, смотрящих друг на друга.

Форма кубка формируется одновременно с его антиформой.

Идея последней значительно влияет на состо­яние формы данного предмета.

Можем ли мы с антиформой проделать те же ассоциативные превращения, которые нам уда­вались раннее?..

Безусловно!

Профиль может быть радостным, сумрачным, молодым и т. д.

Ассоциативный строй антиформы впрямую пов­лияет на образ кубка.

На абстрактном примере вертикального прямо­угольника, проиллюстрируем — как взаимодейст­вуют форма с антиформой.

Будем влиять на него, работая с антиформой.

 

Adobe Systems

 

Ассоциируем горизонтальное давление в анти­форме на вертикальные составляющие абриса.

 

Adobe Systems

 

Абрис «среагировал» на давление, собравшись «внутри себя». Он напряжен.

Разрядим обстановку и дадим давление с об­ратным знаком.

 

Adobe Systems

 

Абрис, «отвоевав» свое начальное состояние пошел» дальше — раздался вширь. Сконцентрируем давление в средней части.

 

Adobe Systems

 

Абрис вновь «напрягся» и «сопротивляется» действию на антиформу.

Дадим диагональные направления действию давления.

 

Adobe Systems

 

Абрис воспринимает действие; его вертикаль­ные составляющие занимают свои положения, чут­ко реагируя на изменения в антиформе.

Наши примеры иллюстрируют возможности создания новой формы, работая с антиформой.

Очень наглядно влияние антиформы на образ предмета, когда проектируется мобильный, двига­ющийся объект — автомобиль, судно, летательный аппарат.

Поскольку основное назначение таких предме­тов — передвижение в той или иной среде, — их форма подчинена движению этой среды относи­тельно них.

Снижение сопротивления среды при движении объекта достигается применением оптимальной антиформы.

Обтекаемость линий, их плавность, отсутствие углов и больших плоскостей, перпендикулярных направлению движения — это необходимые качест­ва антиформы мобильного объекта.

В этих случаях форма объекта вторична, она подчинена антиформе.

Вернемся к неподвижным, «статичным объектам, и влияя на антиформу создадим форму конкрет­ного предмета.

Обратимся к мебельному дизайну и поработа­ем со столом.

 

Adobe Systems

 

Предмет функционален. Образ нейтрален. Фор­ма и антиформа не имеют ярких ассоциативных прообразов.

Введем их «заряжая» пространство между нож­ками стола. Нарушим его симметрию.

 

Adobe Systems

 

Мы раскрепостили образ. Меняющиеся сечения дали новую выразительность форме — пока абст­рактно-геометрическую.

Отрисуем нашу антиформу свободной, кривой линией.

 

Adobe Systems

 

В образе появились ассоциации форм расти­тельного и животного мира. Форма ножек ассо­циируется с ногами животных — лошадей, оленей, собак

Зададим антиформе «прямые» ассоциации. Это бутон цветка, пламя костра, каменная глы­ба или стог сена.

 

Adobe Systems

 

Антиформа активно работает на форму, прив­нося в нее новый образный строй.

Форма рождает свои ассоциации.

Это — поднимающийся полог шатра, вырастаю­щие из точек опор ножек фантастические расте­ния, ниспадающая со стола, стелющаяся по нож­кам, ткань и т. д.

Стол необычен, много-образен и запоминается.

Введя в осмысление творчества понятие анти­форма, Школа развивает его, как мировоззрен­ческую категорию.

Во всех отношениях непревзойденным худо­жественным образом живого мира Школа считает самого человека.

Человек, с присущими ему физическими и ду­ховными качествами — это своеобразный эталон творчества.

Мы можем говорить о двух состояниях формы и антиформы человека: материальном (или физи­ческом) и духовном (или психическом),

В первом случае это форма материального те­ла человека и ее антиформа, т. е. форма матери­ального пространства содержащего человеческую фигуру.

 

Adobe Systems

 

Во-втором — это духовная форма человека и ее антиформа.

 

Adobe Systems

 

Физические форма и антиформа человека нам понятны из уже приведенных примеров.

Определимся с новыми понятиями.

Здесь требуется усилие воображения.

Духовная форма человека Школой понимается так:

Это — воображаемая замкнутая «поверхность» или граница сознания, внутри которой содержит­ся весь приобретенный духовный бпыт человека, т. е. вся сознательная, подсознательная, интуитив­ная, чувственная и другая информация получен­ная им в процессе всей жизни.

Держателем этой информации является па­мять.

При постоянном стремлении человека познать мир и себя происходит рост этой духовной облас­ти — его духовной формы, за счет поступления но­вой информации, сопровождаемый расширением поверхности сознания.

Поверхность сознания — это, своего рода, гра­ница познания человеком мира в конкретный мо­мент его жизни.

Граница познания — это духовная форма чело­века.

Непознанная часть духовной сущности мира находится за границей познания, вне духовной формы.

Духовная антиформа таким образом предстает, как граница еще непознанной духовной среды в которой содержится духовная форма человека.

Влияние духовной формы человека на ее анти­форму характеризуется постоянной человеческой жаждой познания неизведанного.

Духовная антиформа своим присутствием, как бы постоянно «провоцирует» человека на свое познание.

Остановка в этом — ведет к уменьшению духов­ной области человека, к сужению поверхности сознания, к свертыванию духовной формы челове­ка. Тогда антиформа «поглощает» форму.

Духовная область человека отдает, имеющую­ся у него информацию, память не в силах ее удер­жать.

Потеря информации приводит к дезориентации человека в мире.

По мысли Школы — творчество, свободный по­иск и создание новой информации позволяют че­ловеку сохранить себя в мире и контролировать действие духовной антиформы.

Что происходит, когда человеком создается но­вый художественный образ?..

Он стремится вырваться за свою границу поз­нания.

Совершив это действие, он приобретает новую информацию, которая остается в его активе.

Но наряду с качественной, действительно но­вой информацией, он может приобрести и нека­чественную — старую.

Используя память, охраняющую качественную информацию, он проводит осмысление вновь пос­тупившей, после чего — либо отказывается от нее, либо вводит в охранный механизм памяти и ис­пользует в своем творчестве.

Новая идея и новый образ рождаются в борьбе духовной формы человека с духовной антифор­мой.

 

Промграфика, шрифт, бытовой и мебельный дизайн, моделирование одежды, создание малых архитектурных форм — безусловно важные напра­вления творческой деятельности Школы.

Но...

Архитектурное творчество — это приоритетное направление.

Поэтому эта тема требует особого, детального рассмотрения.

Архитектор — человек уникальный!

Он создает то, с чем невольно будут общаться и что будут воспринимать поколения следующих за ним людей.

По степени постоянного воздействия на чело­века, по сроку жизни архитектурного сооружения, по своему назначению — архитектура — это первое из искусств созданных человеческим гением.

Анализируя состояние современной архитек­турной мысли, мы обязательно отметим одно об­стоятельство:

Современная архитектура, в подавляющем большинстве, строится на «мертвых» линиях,

Формы чаще всего геометричны, «живые» линии почти не используются.

Заглянем в творческую мастерскую современ­ного архитектора.

Первый, непременный атрибут ее обстановки — кульман с рейсшиной, — постоянным его соавто­ром.

Прямая линия, производимая этим инструмен­том, господствует в его сознании.

Прямой угол и другие категории геометрии так­же прочно занимают в нем первые места.

Современный архитектор, как будто вычеркнул из своего мышления все остальное богатство ли­ний и форм, даваемое ему окружающим живым миром.

Он похож на человека, однажды сказавшего себе: — «В мире много звуков, но я буду произно­сить только три — «АУБУВ»; В мире много дорог, но я буду ходить только одной...

Насколько ущемленным представляется нам этот человек.

В такой же мере архитектор, берущий на воо­ружение стереотипные, определенные кем-то пра­вила и образ творческого мышления.

Всю жизнь работая в узких рамках логики пря­мой линии, архитектор лишает себя возможности познания тысяч других — не прямых линий.

Он ущемлен в познании мира и ущемляет «вос­принимающих» его объекты творчества в этом.

По принятым правилам проект сооружения начинается с плана,

99,9% современных планов геометричны.

Произведя такой план, архитектор мыслит сте­ны, исходящие из абриса плана, строго вертика­льными.

Он не допускает, что стена может строиться на других принципах.

Он никогда не представит стену разной толщи­ны, к примеру, у основания и на других отметках.

Он не представит стену не прямой плоскостью, если она базируется на прямой линии плана,

Он автоматически накладывает на план перво­го этажа планы вышележащих,

Рисуя разрез сооружения, он не позволит себе предположить, что перекрытия могут быть не па­раллельны, что пол и потолок могут быть наклон­ными и иметь свои рельефы.

Он не может вообразить, что пол, созданный им в рельефе зеленой лужайки, тоже имеет право на существование.

Руководствуясь правилами проектирования архитектор не свяжет два этажа ничем иным, кро­ме как лестницей или пандусом.

Его собственные ощущения от подъема или спуска по горной тропинке вычеркиваются из сознания при проектировании новой среды.

Отринув все это, он создает очередную короб­ку, которую после него дизайнер-интерьерщик об­работает, равномерно развесив светильники, рас­положив типовую мебель и облицевав ровные плоскости стен типовыми отделочными материала­ми.

Объект творчества готов нести свои «идеи» воспринимающим его людям.

Мы ежечасно общаемся с ними.

Попытаемся разобраться: — «Как могло прои­зойти, что архитектура сегодня оказалась в таком незавидном положении?..»

«Почему современная архитектура так часто без-образна?..»

Нам скажут: — «Экономика, рост населения го­родов, проблемы жилья и т. д...»

Да это так!

Но в основе дела — лежат идеи.

А идеи бывают разные.

Архитектору и человеку интересующемуся этой областью творчества наверняка знакомо имя Ле Корбюзье — французкого архитектора, извест­ного теоретика современного зодчества и градо­строительного искусства.

Познакомимся с некоторыми идеями Ле Кор­бюзье:

«Геометрия есть средство с помощью кото­рого мы воспринимаем среду и выражаем себя.

Геометрия — это основа.» «Человек идет прямо, потому что у него есть цель, он знает куда он идет. Избрав себе цель он идет к ней, не сворачивая. Осел идет зигзагами, ступает лениво, рас­сеяно; он петляет, обходя крупные камни, избегая крутых откосов, отыскивая тень; он старается, как можно меньше затруднить себя...

...Кривая улица — это дорога ослов, прямая улица — дорога людей...» «В современном городе должна господст­вовать прямая линия». «Жилые дома, водопроводные, канализаци­онные линии, шоссе, тротуары — все должно строиться по прямой.»

«Прямой угол есть необходимый и достаточ­ный инструмент для работы, поскольку с его помощью можно самым точным образом отмерить пространство». (Ле Корбюзье «Архитектура XX века» Прогресс 1977 г.)

Нас не может не удивить и насторожить, почти религиозное поклонение прямой линии, прямому углу Ле Корбюзье.

Человеком, имеющим цель и идущим прямо, да­же на идеально разработанном, ровном газоне не может быть протоптана прямая тропинка.

Реальный мир вообще не имеет прямых тропи­нок.

Прямой угол, все же, — один из тысяч углов за­дающих реальное пространство.

Мы знаем насколько важны идеи в любом чело­веческом творчестве.

Идеи Ле Корбюзье остались не только на бума­ге, на много лет они предопределили пути разви­тия современной архитектуры.

Знакомство с архитектурными идеями Школы Русского Дизайна мы начнем с некоторых общих вопросов философии архитектурного творчества:

Живой мир, в который человек попадает после своего рождения, своего рода сгармонизированная, образная «архитектурная» среда.

Человек, не являясь ее создателем, черпает из нее приемы собственного творчества.

Природная пещера, укрывающая его от непого­ды, подсказывает идею жилого дома. Ствол дере­ва, несущий огромную крону, рождает идею колон­ны-опоры. Ровное зеркало воды — дает идею ров­ной плоскости пола или площади. Вода, стекаю­щая с листа дерева, наводит на мысль о скатной кровле. Случайно обозженная в костре глина — дает строительный материал, многоцветье живого мира — предопределяет его цветовую палитру. Конструктивные особенности живых и раститель­ных организмов — подсказывают конструкцию его собственных сооружений и т. д.

Находясь в живой среде человек ощущает свою причастность к ней.

Она сомасштабна человеку не только физичес­ки, но и психологически.

Образ живого мира и психологические ощуще­ния его согласуются с образом человека и его внутренним миром.

Проявление стихийных начал мира не наруша­ет ощущения сопричастности с ним.

Соприкасаясь с живой средой, человек познает ощущения покоя, страха, комфорта, напряжения, вдохновения и т. д.

Обучаясь у нее, человек создает свою собст­венную, рукотворную, архитектурную среду.

Естественно, что созданная им среда в боль­шей или меньшей степени сопричастна человеку.

Человек, объединившись с другими, людьми об­разует общность.

Удобство общения в общности рождает идею коллективной жизни.

Возникают поселение, деревня, поселок, город, мегополис.

Город, сохранивший в своей организации фи­зические и психологические принципы построения живого мира, сопричастен человеку.

Сегодня в мире таких городов нет!

Принципы современного градостроительства, усилиями самого человека,- далеко отошли от принципов организации живого мира.

По этой причине так разнятся ощущения чело­века от общения с живой природной средой и современным городом.

Можно ли построить новый город, сохранив все достижения человека в транспорте, связи, промышленном производстве, культуре, спорте и т. д., вернувшись к основам организации живого мира?..

Школа говорит — да!

Создадим, пока лишь в воображении, образ но­вого города, построенный на новых идеях Школы.

Это будет тот идеальный образ, который стоит в начале творческого акта.

Это новая идея и новое представление.

Уже рассмотренные нами графические и дизай­нерские образы иллюстрировались рисунком, ли­нией, и этого было достаточно для их восприятия.

Образ города или образ многофункциональной среды невозможно передать в одном или несколь­ких рисунках.

Мы будем использовать наше воображение, рисунки и текст, раскрывая смысл той или иной идеи.

Образ города не предстанет сразу в закончен­ном виде; — постепенно раскрывая ключевые пози­ции мы заполним пока еще свободное «простран­ство» нашего воображения.

Заполняя его, используем такой прием: — Срав­нивая знакомые представления о современном городе с представлениями о живой среде, мы про­изведем новые идеи нового города,

Мы не будем создавать образ «идеального го­рода», коими так богата история градостроитель­ства, т. е. вводить логические, умозрительные, в своей основе утопические идеи, в новый образ, мы просто ассоциируем идеи живого мира в идею нового города.

Город — это живой организм, функционирующий по законам жизнедеятельности человеческой об­щности, в которой, однако, каждый человек — ин­дивидуум сохраняет внеобщностные, личные, ин­дивидуальные черты.

Найдем в живом мире образ, который бы ассо­циировался с образом современного города.

Первое, что рождает воображение, это — лес, с тысячами больших и малых жизней, с неисчисли­мым богатством форм, линий, образов, с законами лесного общежития, с жизнеобеспечивающим рав­новесием и др. качествами, делающими этот объ­ект живого мира — цельным, единым, сгармонизи-рованным живым образом.

Понаблюдаем — как организованы визуальные объекты этого образа.

Деревья, кустарник, открытые поляны, тропин­ки, валуны, ручейки, озера, лесные обитатели — все они несут на себе печать исключительной не­повторимости.

При всех одинаковых свойствах того или иного образа, к примеру дерева — мы не найдем, как бы не старались, двух одинаковых берез, их сучков, веток, листьев и т. д.

Различия могут быть малозаметны глазу, но они есть.

Малейшие, нюансные отклонения в формах, ли­ниях рождают то гармоничное богатство образов живой среды, которое вдохновляет человека на собственное творчество.

Представим, что в новом городе господствует тот же принцип формообразования.

Город не имеет ни одного повторяющегося си­луэта здания, в нем нет двух одинаковых улиц, фо­нарей, скамеек, тротуаров, автобусных остановок, скверов и т. д.

В пределах образа одного сооружения нет двух одинаковых окон, дверей, стен, ступенек, дверных ручек, предметов мебели.

Визуальная среда нового города богата обра­зами так же, как живая среда в нашем лесу.

Мы уже отмечали, что живой мир не имеет «мертвых» линий.

Насколько это возможно, исключим из линий нового образа «мертвые» линии.

Улицы, тротуары, поребрики, обрамляющие га­зоны, вертикальные и горизонтальные элементы зданий и т.п., преимущественно не прямые, не гео­метрические линии.

Лес как живой организм, живет в нескольких уровнях: — на земле, под землей и над землей — в ветвях крон, в гнездах, дуплах, в трещинках коры и т. д.

Новый город так же имеет несколько уровней: — подземный, земной и надземный — отсюда нес­колько способов передвижения по городу, как его жителей, так и транспорта, товаров, тепла, энер­гии и т. д...

Лес постоянно обновляется; старые деревья и организмы умирают и разлагаются.

В городе старые постройки уступают место но­вым, меняются очертания улиц, кварталов и пло­щадей, новые поколения приходят на смену ушед­шим.

Артерии наземного городского транспорта имеют своими прообразами системы лесных ручь­ев, рек и озер.

Маленькие квартальные улочки «вливаются» в широкие проспекты, которые в свою очередь «впа­дают» в озера площадей.

Ручей или река избирают для своего течения наиболее приемлемое русло, без резких прямых углов, обходя препятствия рельефа, крупные кам-г ни.

Уличная сеть города — это не безотноситель-к ные к окружающему прямоугольно-прямолинейные

направления. Улица формируется одновременно с застройкой и учитывает все особенности местнос­ти.

Лес имеет близкую к одному значению высоту деревьев, предлесье или кустарник ниже, отдель­ные высокие деревья расположены на свободных пространствах, полянах.

«Предлесье» нашего города — ниже основного городского массива. Высотные здания окружены свободными пространствами площадей или скве­ров.

Жилье, производственные помещения, офисы, объекты культурного и общественного назначе­ния располагаются на всех уровнях.

Вредные шумные производства, загрязняющие среду, изолированы от внепроизводственной жиз­ни.

Остановим взгляд на некоторых объектах ново­го города.

 

Adobe Systems

 

Офис-небоскреб — это уже не, набившая оско­мину, пластина из стекла и металла.

Стеклянный водопад в «живых» линиях нару­шил ее безобразность, пробив верхние этажи и сорвавшись вниз, к самому подножию.

 

Adobe Systems

 

 «Водопад» — не декорация — это основная, вер­тикальная транспортная коммуникация, обеспечи­вающая связь всех уровней здания.

Усиливая образность объекта, мы можем вовсе отказаться от прямоугольной металло-стеклянной оболочки, отрисовав ее «живой» линией, к приме­ру, в образе скалы, с тем же срывающимся с ее вершины потоком стекла.

 

Adobe Systems

 

Такой небоскреб-офис уже не забудется его посетителем. Кроме ассоциаций со скалой образ несет и другие, открывающиеся при более дли­тельном знакомстве.

К нему хочется вернуться.

А вот жилой многоквартирный дом с плоской крышей-солярием и с неповторимым рельефом стен и рисунком оконных проемов.

 

Adobe Systems

 

Дом на одну семью со скатом кровли, напоми­нающей летящий, легкий листок или шляпку гриба.

 

Adobe Systems

 

И так далее.

Каждое новое знакомство интересно и неза­бываемо.

Новый город — это действительно живой образ, как интересный живой человек. Остановимся...

Пространство нашего воображения заполни­лось идеями нового города.

Наша фантазия самостоятельно способна до­бавить к ним множество новых ярких образов.

Мы ассоциировали в формах, линиях, деталях городской среды прообразы живого мира — леса, рек, скал т. е. визуальных объектов.

Мы могли ассоциировать в них природные яв­ления, создав, к примеру, город-дождь.

Мы в силах свободно совершать со средой лю­бые превращения.

Ассоциативной визуализации подлежат не только образы видимого мира.

Создать новый образ города мы могли визуали­зировав в нем наши настроения.

Получились бы город-задумчивости, город-грус­ти, город-смеха и т. д.,

В архитектуре отдельного здания есть элемен­ты, которые определяют его, как архитектурный объект.

Это стены и крыша, окна и двери, лестницы и междуэтажные перекрытия...

Они участвуют в формировании образа и наря­ду с самостоятельными значениями несут еще значение частей целого.

Насколько эти части соподчинены друг другу, насколько они подчинены связующей их идее, насколько они отрисованы, как самостоятельные элементы, настолько образ сооружения един и целен.

Сравним его со строением человеческого орга­низма, тоже имеющим отдельные самостоятель­ные части (руки, ноги, глаза, волосы и т. д.), соб­ранные в единый человеческий образ.

Он ассоциативен.

Архитектурный образ здания имеет те же свойства.

Ассоциативное содержание архитектурного образа стимулирует интерес к нему воспринимаю­щего его человека.

С другой стороны, «создающий» архитектурный образ человек, влияет на строй ассоциативных прообразов данного объекта, задавая ему то или иное содержание.

Зачем, к примеру, древние греки использовали в построении своих колонн прием энтазиса (от греч.напряжение, усиление), т. е. утолщение ство­ла примерно в одной трети от базы колонны?..

— Для создания у «воспринимающего» ассоци­ации напряжения колонны, несущей верхнюю часть греческого храма. Это нюансное отклонение от прямой линии вполне решало поставленную зада­чу.

Какие ассоциации рождает у «воспринимающе­го» современная четырехгранная бетонная колон­на, несущая куда более значительную нагрузку?

Ассоциации — неустойчивой, легко деформируе­мой, ножки-опоры.

Можно ли их избежать?

Да.

Посмотрим как Школа решает эту задачу...

Сообщим, иным, не древнегреческим способом, колонне то же напряжение давления.

Нюансно увеличим площадь базы и дадим «жи­вой» абрис тела колонны.

 

Adobe Systems

 

Кроме прямых ассоциаций со стволом дерева, мы ассоциативно воспринимаем колонну, упира­ющейся в основание.

Колонна, как рука, опирается на ладонь; — Тог­да площадь опоры превосходит площадь любого другого сечения.

Поставим колонну «с ног на голову»

 

Adobe Systems

 

Ассоциативная динамика сил изменилась, но ощущение восприятия давления не исчезло.

Теперь рука поддерживает ладонью груз, боль­шим сечением собирая давление и переводя его в точку опоры на основание.

Дадим давление на антиформу, на пространство между колоннами.

Сжимающее действие воспринимают не колон­ны, а пространство между ними.

 

Adobe Systems

 

Пространству «тесно» и оно стремится раздать­ся вширь, задавая своей «напряженной» геометри­ей — абрис колонн.

«Зарядим», знакомые архитектурные элементы ассоциативными прообразами, изменив их форму.

 

Adobe Systems

 

Дверь сначала ассоциируется со свободно па­дающим театральным занавесом или дамским кринолином в движении танца, затем с наполнен­ным ветром парусом или отведенной оконной шторой.

Кроме этого, оба варианта, как бы ассоциатив­но подсказывают приоритетное направление дви­жения при проходе через дверной проем.

 

Adobe Systems

 

Повтор очертаний полотна двери и дверной коробки поддерживает эти ассоциации.

Архитектор языком архитектурных форм что-то рассказывает «воспринимающему», дает ему новую информацию.

В последних примерах мы задавали прямые ас­социации.

Не менее важен прием, когда прямых ассоциа­ций не задается.

Найденный рисунок окна, к примеру, тиражиру­ется в нескольких вариантах, но каждый раз име­ет новый абрис.

 

Adobe Systems

 

Здесь мы применили тот самый закон неповто­ряемости образов живого мира. Инструмент — реализации закона — нюанс.

 

При достаточном упорстве, мы, прогуливаясь осенью по кленовой аллее, сможем найти много, почти одинаковых кленовых листьев.

Их формы разнятся между собой слабыми, ед­ва заметными, нюансными отклонениями.

Нюанс мы определяем как едва заметный пере­ход, оттенок в красках, линиях, звуках, пластике формы.

Нюанс в противоположность контрасту очень «тонкий» и очень сильный инструмент творчества.

Едва заметные «воспринимающему» нюансные качества образа, интуитивно улавливаются им.

«Создающий», грамотно используя их, способен достигать желаемых целей.

 

В одном фасаде соединим несколько архи­тектурных элементов собрав их общей идеей.

Отрисуем диссиметричный фасад в «живых» ли­ниях.

 

Adobe Systems

 

Ассоциативные ощущения: — выпирающая из земли, растущая скала. Линии стен, крыши, две­рей и окон подчинены общей идее роста.

Диссиметрия говорит о его неравномерности.

Абрис левой части «вырос» сильнее абриса правой.

Кроме «прямых» ассоциаций возникают образы шатра, палатки, надвигающегося на зрителя ко­рабля.

Свободное обращение с рисунком архитектур­ных элементов, не ущемляющее их функциональ­ного назначения, позволяет задавать им активные роли в общем образном замысле.

Архитектурное сооружение — это не только фа­сад. Это другие фасады, это окружение, это внут­ренние пространства, детали и предметы, запол­няющие интерьеры.

При комплексном проектировании все эти сос­тавляющие должны работать на идею образа.

Тогда «создающий» становится композитором архитектурно-дизайнерской симфонии; в своем творчестве он использует всю богатейшую гамму «звуков» и «тонов» форм «заряжая» ими матери­альные атрибуты создаваемой среды.

Архитектура перестает быть «застывшей музы­кой» — это «звучащая музыка», — слышимая, воспри­нимающим ее человеком.

Архитектор в силах совершить со средой лю­бые, самые фантастические преобразования.

Он, работая с привычными материалами, в зна­комых условиях может производить бесконечное множество форм и образов.

Он, как-бы, «вдыхает» в материал новую идею и новую жизнь.

Кирпичная стена, тем же каменщиком, выло­женная в плане не по прямой линии уже одухот­ворена этой новой жизнью и воспринимающий ее ощутит это.

Значительно меняется и роль строителей при таком подходе.

Каменщик не безропотно подчиняется воле архитектора, он активно обращается к своему творческому началу и вносит свою лепту в общий образный замысел.

 

Человек — мобильный объект.

Его физическая форма постоянно меняется.

В зависимости от ее положения, окружающее воспринимается по разному.

Образ его окружения задает то или иное сос­тояние его духовной формы.

Тишина, освещение письменного стола нас­тольной лампой, рабочее кресло, книжний шкаф — располагают к чтению и спокойному, вдумчивому творчеству.

Журнальный столик, мягкие кресла, чашка ко­фе — к беседе.

Мигающий свет, громкая музыка, барная стой­ка, высокий стул на длинной ножке — предполага­ют вечерний отдых, танцы, встречи.

Каждый раз духовная форма человека настраи­вается на определенный образ действий и зани­мает в окружающем духовном пространстве при­личествующее положение.

При этом его физическая форма менее зависи­ма от состояния окружения. Человек может си­деть, стоять, сложить руки, прохаживаться — внешне он такой же, как и в другой обстановке.

При проектировании среды, учитывать только физические данные человека — значит смотреть на него, как на неодушевленного манекена с челове­ческими пропорциями.

Среда окружающая человека воспринимается им не только глазом. Звуки и шумы, запахи, тем­пература воздуха, фактура и состояние поверх­ности, воспринимаемые другими органами чувств, играют не менее значимую роль в общении чело­века с ней.

Кроме этого такие категории, как память места и времени, несоответствие ожидаемого и действи­тельно имеющего место, психологическое состоя­ние человека и другие составляющие его внут­реннего духовного мира включены в этот процесс.

Учитывая это обстоятельство, Школа рассмат­ривает архитектурное творчество, как напряжен­нейший синтез всех составляющих человеческой личности в творческом акте.

Отсюда и своеобразное определение архитек­турного образа...

Школа выделяет в полноценном архитектурном образе девять составляющих или начал.

I. Идеесодержащее начало — включает в се­бя собственно идею образа и ее ассо­циативные составляющие.

II. Духовное начало — характеризует цель­ность и единство образа, его гармонич­ность и завершенность.

III. Чувственное начало — возможность пос­тижения образа органами чувств.

IV. Сознательное начало — возможность постижения образа умозрительным путем.

V. Эмоциональное начало — говорит о сос­тоянии человека при его общении с обра­зом (комфорт, дискомфорт, возбужден­ность, покой и т. д.).

VI. Функциональное начало — определяет назначение сооружения, его способность выполнять определенную функцию.

VII. Материальное начало — определяет объ­емно-пространственные характеристики, конструкцию, материал, цвет, фактуру.

VIII. Временное начало — говорит об этапах жизни образа — рождение, становление, распад, а также о длительности его взаимодей­ствия с человеком (прямого: — человек- об­раз и косвенного: — человек-воспоминание об образе).

IX. Творческое начало — характеризует воз­можность образа создавать, творить новые художественные образы.

Легко заметить, что эти начала присущи не только архитектурному образу.

Как бы мы определили любое другое, восприни­маемое нами явление жизни? К примеру, человека... Этими же началами!

Синтезируя их в одно, емкое, сжатое определе­ние Школа говорит: «Архитектурный образ — это явление жизни человека».

Безобразное архитектурное сооружение вы­черкивается из жизни, безобразная архитектура, присутствующая в человеческой жизни — своеоб­разный ее «балласт».

«Образ, как явление жизни, — Довольно прост­ранное, безотносительное определение» — скажет человек, привыкший к четким, конкретным форму­лировкам.

Понять взгляд Школы на эту проблему помогут следующие мировоззренческие наблюдения.

Общение человека с миром, с окружающей его средой, обязательно прямо или косвенно прохо­дит при участии осознающего центра человека.

Всякое явление, действие, осознанное челове­ком имеет в своей основе обязательное присутст­вие человека в той точке пространства и времени, где и когда оно происходит.

Не воспринимая непосредственно явление, че­ловек может вообразить его происходящим вне его прямого ведения.

Воображаемое и действительное явления не тождественны.

Производя архитектурную или дизайнерскую форму, человек воображает или представляет, как она будет взаимодействовать с другим чело­веком.

И в процессе производства формы и в процес­се ее восприятия человек обязательный участник действия.

Произведенный архитектурный образ не живет вне человека.

Здание не существует если никто из людей не общается с ним.

Наше определение рассматривает архитектур­ный образ не как вне-человеческое (без его при­сутствия) явление, а как внутри-человеческий,

живущий в его сознании объект.

Информация о нем может передаваться друго­му человеку речью, рисунком, чертежом, фотогра­фией и т. п., но она воспринимается только тогда, когда оказывается внутри человека, проходит че­рез его осознающий центр.

Мы говорим о жизни образа в человеке, а не вне его.

Архитектурный образ — один из множества дру­гих образов — людей, животных, предметов, собы­тий, живущих в человеке.

Это объясняет определение образа, как явле­ния жизни человека.

 

Человек творит индивидуально, т. е. с самого себя.

Это не означает, что он отвергает мир, в кото­ром живет, людей с которыми общается.

Они в значительной степени влияют на его ин­дивидуальное творчество.

В них он черпает информацию для своего инди­видуализма.

Свобода творчества, не предполагает абсолют­ной свободы, когда художник не связан ничем.

Индивидуализм и свободу творчества Школа рассматривает, как слияние внутренних свобод­ных самоощущений художника с реальностями окружающей его действительности.

Создавая новую реальность, художник свобо­ден в своем выборе.

Таким образом — индивидуализм — это свобода выбора.

Индивидуалистическая архитектура Школы име­ет символическое, знаковое значение.

Архитектура становится носителем не архи­тектурного содержания (в принятом значении сло­ва).

Это новое качество приводит к тому, что ее об­щение с человеком происходит по другим зако­нам.

Архитектура притягивает человека так же, как это делает — литература, живопись, музыка, театр, кино и т. д.

Человек начинает «читать», «слушать», «смот­реть» архитектуру, получая от нее желаемую ин­формацию.

Он соглашается или не соглашается с ее об­разными идеями.

Архитектура может воспитывать и направлять человека.

Она становится действительным спутником его жизни, а не местом пребывания.

В этом сила новой архитектуры.

Человек за свою многовековую историю испро­бовал самые разные приемы формообразования.

Он изобретал стили, в которых загонял себя в жесткие каноны и правила.

Этот опыт был необходим ему, чтобы наконец освободиться от них и предстать действительным «венцом творения», свободным в своем творчестве.

Овладев принципами творческого живого мира, он станет вровень с ним.

Его рукотворные архитектурные образы, дости­жимые в реализации возможностями им же соз­данной современной строительной индустрии, возведут его в качество не только «венца тво­рения», но и «творца нового мира».

Вернувшись в живой мир к его живым линиям и образам он полностью реализует свое творческое начало.

Познание человеком мира вступит в новую стадию — сотворчество мира.

 

Если историю развития архитектурного и ди­зайнерского творчества рассматривать, как про­цесс смены одного стиля или направления дру­гим, можно-сказать, что Школой отработаны прин­ципы нового стиля.

Представление о стиле обычно связывается со сводом идей и приемов...

Новая идея и новый стиль Школы — это своего рода «антистиль», поскольку в его багаже нет ни одного устоявшегося канона.

Палитра нового стиля бесконечно многообраз­на и неограниченна.

Каждый объект творчества подчинен исключи­тельно свободной воле автора и не имеет анало­гов.

Раскрепощенное мышление, отсутствие стерео­типов, предельная свобода творчества — вот кано­ны нового стиля.

Единственной оговоркой свободного творчест­ва является, то, что архитектор-художник для соз­дания «живого» образа должен знать и чувство­вать законы живого мира и не допускать в свое творчество, произвольных, «мертвых» идей.

У искушенного человека может родится подо­зрение, что такие установки предопределят хаос, беспорядочность, дисгармоничность новой среды, в которой человек не найдет ориентиров для се­бя, в которой, произведение одного автора будет диссонировать с объектом творчества другого, со всем окружением.

Разрешение этих сомнений довольно просто.

Поскольку источником новых образов остается живой мир с единой человеческой природой, у че­ловека, считающего мир, в котором он живет-»храмом» гармонии и порядка не возникнет этих сомнений.

У человека, воспринимающего мир хаотичным, относительным, беспорядочным, не видящим его внутренней красоты и совершенства, естественно, они будут.

Принятие или неприятие идей Школы зависит от внутреннего мироощущения человека и степе­ни его познания мира.

 

Когда речь заходит об оценке того или иного произведения человека, мы всегда сталкиваемся с разными мнениями на этот счет.

Мы говорим: — «На вкус и цвет, товарища нет».

Школа не разделяет этот принцип относитель­ности, поскольку он то и предполагает хаотич­ность и беспорядочность мира.

В относительном мире все возможно, в нем нет идеалов и нет на что опереться.

Действительный живой мир — абсолютен.

Человек, познавший эту абсолютность может, следующим ходом мысли вывести абсолютную шкалу оценки объектов творчества, на которой они расположатся в определенном порядке, за­дающем их, так скажем, рейтинг абсолютности или близости к совершенству.

Естественно, что чем выше, на этой шкале, расположен объект творчества, тем более он по­коряет мир.

Можно даже определить статистический пока­затель этого рейтинга — это будет количество упо­минаний, репродукций, фотографий, тиражей, зву­ковых записей того или иного объекта творчест­ва.

 

Человек интуитивно тянется к красоте.

Из ряда вещей, зданий, художественных обра­зов он вычленяет наиболее совершенные.

Здесь, мы подошли к тому, что необходимо нес­колько приоткрыть приемы Школы в совершенст­вовании объекта творчества.

Это — достаточно тонкие, скорее всего очень индивидуальные, как правило, не афишируемые секреты мастерства.

Поэтому, мы дадим только лишь поверхност­ную, как бы внешнюю их интерпретацию, оставив в своем ведении их внутреннюю сущность.

Это внутренняя «производственная» тайна Школы.

Это нетрадиционные идеи, и их восприятие требует определенных усилий.

Прежде чем объект творчества «состоится», т. е. получит свою окончательную форму, до момента, когда его автор скажет самому себе «Поиск за­кончен!» — он проходит несколько стадий своего рождения и становления.

Как мы знаем, жизнь художественного образа начинается с рождения его идеи в сознании авто­ра.

Весь путь становления образа, начинающийся с первой отрисованной линии, мы называем про­цессом совершенствования образа.

Школой разработаны некоторые его правила.

Это, своего рода, методические рекомендации, которые не требуют обязательного применения, но дают определенные ориентиры пути,

Одной из них является, так называемая, «Тео­рия нюансов», с некоторыми постулатами, которой мы познакомимся,

Постулат — «Единственности созвучного соче­тания двух элементов композиции» проще всего объяснить на примере двух тоновых рядов из об­ласти цветоведения:

Если представить себе определенный цвет, к примеру, красный, разложенным в тоновой ряд: от бледно-розового до темно-красного, получается, не поддающееся количественному определению множество элементов этого ряда, Нарастание «сгущение», и убывание «разбавление» цвета опре­деляются нюансными отношениями.

Качественной характеристикой ряда является нюансная «тонкость» перехода между элементами.

Анологичным образом может быть разложен в тоновой ряд другой цвет, к примеру, — зеленый.

Постулат единственности созвучия двух эле­ментов утверждает, что:

В данной композиции, для определенного эле­мента одного тонового ряда существует только один «созвучный» ему элемент другого ряда. Под созвучием элементов понимается такое взаимо­действие, при котором достигается полное взаи­мосогласие между ними, их единение в одно це­лое, их высшее образно-гармоническое единство.

Аналогично цвето-тоновому созвучию постулат устанавливается и в других областях. Принимает­ся созвучие двух линий, форм, архитектурных эле­ментов и т. д.

Постулат — «Единственности самозвучания эле­мента композиции» объясняется таким образом: Всякий элемент композиции — цвет, линия, форма, архитектурная деталь, отдельное архитектурное сооружение в композиции города не может вос­приниматься в отрыве от окружающей его среды, без «фона», взаимодействуя с которым он полу­чает самостоятельное значение. Элемент — среда, фигура-фон, дом-город: — это пары, определяющие это взаимодействие.

Постулат говорит, что: существует только одно состояние элемента в среде (фигуры в фоне), когда наблюдается полное взаимосогласие между элементами пары, единство пары «элемент-среда».

Добиться такой органичности, по мнению Шко­лы, можно нюансной проработкой.

Постулат — «Единственности созвучия элемен­тов «композиции» развивает первый. Он утвержда­ет, что существует только одно композиционное состояние, при котором реализуется полное взаи­мосогласие, гармоничность сочетания и единство всех элементов композиции.

И так далее...

Постулаты задают некие единственные, абсо­лютные состояния объектов творчества, отклоне­ния от которых снижает степень их совершенства.

Значение постулатов не в том, чтобы каждый раз «доростать» до абсолютов совершенства, а в том, чтобы стремиться к ним.

Они задают путь совершенствования объекта творчества и естественно, что остановка на опре­делений ступеньке его зависит от воли и желания «создающего».

Нюанс — в данном случае его рабочий инстру­мент.

Еще одним профессиональным секретом Шко­лы является «Правило композиционной связи».

Мы часто употребляем термин «композиция».

В переводе с латинского это — составление, соединение, связь.

Связь частей, элементов в единое целое.

Композиционная связь — едва ли не главное условие совершенного архитектурного образа.

Учитывая это, школа руководствуется следую­щим правилом:

«Качество композиционной связи гораздо бо­лее сильно влияет на художественный образ, чем качество его отдельных элементов».

Для иллюстрации правила возьмем пример из лингвистики и морфологии:

Слово «экстра» имеет сложную организацию: в его составе четыре следующие друг за другом сог­ласные «к», «с»; «т», «р», однако этим не нарушает­ся единство слова и согласованность его состав­ляющих.

Чем определяется это единство?.,

Качеством ли элементов-звуков или состоя­нием их связи?

Найдем звуку «к» сходный по качеству, но от­личный по звучанию звук, к примеру — «т»,

Оба звука звонкие, взрывные и качественно по­ходят друг на друга.

Замена в слове «к», на «т» — нарушает его един­ство!

«Этстра»« — распадается на три составляющие «эт-с-тра». Язык не выговаривает его также слит­но, как «экстра»,

После первого слога требуется остановка, да­лее звучит отдельное «с», заканчивается слово от­дельным «тра».

Оказывается, мы нарушили связь звуков, обес­печивающую единство слова.

Архитектура первого слова строится на гармо­ничной связи элементов, второго на механическом их объединении.

Вернемся к уже отрисованному нами фасаду и посмотрим, как меняется состояние образа, при изменении композиционной связи его частей.

 

Adobe Systems

 

Сами элементы композиции сохраним в перво­начальном виде.

 

Adobe Systems

 

Хорошо видно, что первообраз этих трех вари­антов обладает более совершенной композицией элементов.

В первом варианте дверной и оконные проемы разваливают его единство.

Во-втором наклон стен, не согласован с рас­положением двери и наклоном оконных проемов.

В третьем варианте с шириной фасада не сог­ласуются внутренние детали.

Эти изменения композиционной связи элемен­тов образа, почти не влияющие на его ассоциа­тивную идею разрушают его первоначальную цель­ность.

Поиск и совершенствование нового художест­венного образа — главный интерес Школы.

Кроме, уже приведенных, методов и идей, раз­работаны несколько новых методик проектирова­ния и алгоритмов поиска. О них мы будем гово­рить в следующих выпусках «Школы Русского Ди­зайна».

 

Используются технологии uCoz