Дизайн
Самым удивительным дизайнерским откровением была тротуарная
плитка, разработанная мной по заказу Главного художника Санкт-Петербурга в 1987
году.
Удивляло — и не только меня
— то,
что найденный рисунок позволял составлять из плитки неограниченное (действительно
неограниченное!) количество комбинаций.
За дизайн плитки я получил авторское свидетельство Роспатента и
премию института ЛенПроект.
Интересной оказалась разработка проекта садовой мебели (по заказу
Управления садово-паркового хозяйства Санкт-Петербурга). К сожалению, не реализованного.
Лавочки
и банкетка.
Скамья
и стол.
Садовый
диван и скамья.
Скамьи.
Скамьи
для двоих.
Урны,
приствольный круг, песочница.
А вот реализованный.
Дизайн-проект оформления экспозиции выставки в Выставочном зале на
Свердловской набережной. Здесь я работал в составе авторского коллектива.
В 1994 году я выпустил в свет книжку «Школа русского дизайна», которая
рассказывает о методе ассоциативного проектирования, созданного во время моей
работы в Средней художественной школе при Академии художеств, в период с 1988
по 1991 годы.
Вот ее содержание:
Человеческие лица...
Линии и формы каждого отрисованы, природой свободно и исключительно
индивидуально.
Множество образов, среди которых мы не
найдем двух одинаковых.
Каждый неповторим...
За каждым кроются характер, привычки,
творческое начало.
Человеческий образ — един...
Глаза, брови, лоб, строение лица повторяются
в другом, но имеют свои
особенности.
Природа неустанно творит новые образы.
Благодаря этому мы узнаем человека при
встрече, его образ живет в нашем сознании, нас помнят и узнают другие люди.
Свободно создавая это богатство
человеческих образов природа следует неизменяемому,
единому закону: — она ни разу не повторяется.
Постижение этого закона — задача нового
этапа человеческого творчества!
Всякое произведение человека, как то: —
слово, жест, музыка, рисунок, картина, иллюстрация, дизайнерская форма,
архитектурное сооружение и т. д. — является средством передачи информации о
мире, жизни, человеке между «производящим» и «воспринимающим» это произведение
людьми.
Произведение человека мы назовем
объектом творчества человека.
Чем больше информации «производящий»
закладывает в свой объект творчества, чем более гармоничен и совершенен сам
«производящий» — тем, «сильнее» объект его творчества.
Чем более силен объект творчества, —
тем больше информации сможет он передать воспринимающему его человеку.
Чем более гармоничен «воспринимающий»,
тем более он способен оценить силу объекта творчества другого человека.
Творчество, здесь, рассматривается, как
путь совершенствования и гармонизации человека.
Объект творчества после своего создания
живет самостоятельной жизнью.
Чем более силен объект творчества, тем
более он «живуч» в мире.
В дизайнерском объекте творчества информация
заключена в линии, форме, цвете, фактуре и других его составляющих.
Линию, содержащую «живую» информацию — назовем
«живой» линией.
Линию, не содержащую «живой» информации
назовем «мертвой» линией.
Весь окружающий человека живой мир, сам
человек, как часть этого мира, сильнейшие объекты творчества человека —
построены на «живых» линиях.
Линии, внесенные человеком в мир, как
объекты творчества, призвольно, т. е. не опираясь на
информацию живого мира — «мертвые».
Живой мир не содержит прямых линий:
ствол дерева, линия горизонта, линии растительного и животного мира, линии
человеческого организма — не прямые линии.
Эвклидова прямая, как линия соединяющая две точки пространства — «мертвая» линия.
Как улавливается «мертвость»
прямой линии воспринимающим ее человеком!*..
Отсутствием при ее восприятии
каких-либо ассоциаций с «живыми» линиями живого мира.
Прямая линия ассоциируется с неким
абстрактным, безстрастным, идеализированным продуктом
«холодного», «трезвого» человеческого рассудка.
Прямая линия придумана человеком, как
инструмент гармонизации живого мира «живых», не прямых, линий, как механизм
упорядочения кажущейся хаотичности, беспорядочности линий живого мира.
Всмотримся в прямую...
Она не свободна и предопределена в
себе.
Взгляд скользит по линии, без
каких-либо эмоций, переживаний, ему не за что «зацепиться», он безостановочно
двигается по ней, как по жесткой «мертвой» системе точек или отрезков, каждый
из которых повторяет предыдущий, не меняя его качества.
Прямая количественна.
Прямая математически логична.
Она оторвана от реальности окружающего
мира, она «сама в себе».
Она — «геометрический» инструмент.
Это с одной стороны.
Но явление имеет и другую.
Человек не случайно наделен логическим
мышлением и холодным рассудком.
Прямая,
как продукт человеческого рассудка имеет свои качества
Это — трезвость, ясность, прямота
человеческой мысли.
Человек создал прямую,
раскрыв свои творческие потенции, заложенные в рассудочной, логической,
математической области его разумной сущности.
Поскольку геометрические кривые — окружности,
гиперболы, параболы и т. д. могут рассматриваться, как производные прямой
линии, в нашей терминологии они классифицируются как «мертвые».
Так же рассматриваются такие
производные прямой, как ломанная линия, геометрические
фигуры: квадрат, треугольник, ромб и т. д.
Дизайнерский, архитектурный объект творчества,
построенный исключительно на «мертвой» прямой и ее производных мы классифицируем,
как «мертвый».
Рассмотрим теперь «живую» линию.
Возьмем линию, отрисованную
просто человеческой рукой, без применения геометрических инструментов.
«Живая» линия сродни линиям живого
мира.
«Живая» линия не внесена в мир, — она
изначально присутствует в нем.
С линиями живого мира она связана
принципом своего образования.
Она свободна, ее не сдерживает ничего.
Это линия — не рассудка.
Данная «живая» линия ассоциируется с
рельефом пустыни, с тихим движением морских волн, с парящим полетом птицы и т.
д., причем ассоциативный ряд бесконечен и зависит от силы воображения
воспринимающего ее человека.
«Живая» линия — поэтична.
Если представить ее рядом следующих
друг за другом точек или отрезков, то каждый из них не похож на
предыдущий, своеобразен.
Их соединение — не «жестко».
Ошибется тот, кто определит «живую»
линию, как сочленение маленьких отрезков «мертвых» прямых линий.
Ошибется, потому что «живая» линия —
первична.
Она не создана человеком по примеру
прямой, она просто взята из живого мира.
Производных «живой» линии — нет.
«Живая» кривая — самостоятельна.
«Живая» линия — качественна. Если опять
представить обе линии рядом точек, то «мертвая» линия определяется их количеством,
«живая» — качеством их расположения.
«Живая» линия — интуитивна и не
поддается
логическому, математическому анализу.
Ее не воспроизвести.
Она создается подсознательной, не
контролируемой рассудком областью человеческого разума.
Что может «живая» линия..?
Она может быть предельно нейтральной к
воспринимающему ее человеку и не будоражить его сознание загадками своего
существования.
Она может создать такой вихрь образов,
что воспринимающий ее человек остановится в недоумении
и будет долго задаваться вопросом — «Что бы это значило?»
Она может быть колючей, атакующей и
рвать плоскость, на которой расположена, рождая защитные реакции у
«воспринимающего».
Но может быть ласковой и нежной и располагать
к общению.
Она может быть всякой и в этом ее необъяснимая,
выразительная сила, образность и притягательность для творческого
использования.
Человек научился профессионально
общаться с «мертвыми» линиями. Сейчас они занимают господствующее положение в
создании им среды жизнедеятельности.
Однако, их
возможности ограничены.
«Живая» линия, постоянно присутствующая
в жизни человека, в прямом и переносном смысле постоянно находящаяся у него
под ногами, но еще не познанная так, как «мертвая» — представляет объект
нового познания.
Сейчас Школой Русского Дизайна лишь открыты
безмерное образно-выразительное богатство «живой» линии и ее
огромная неизведанная творческая энергия.
Мы несколько раз использовали термин ассоциативность,
— определимся в этом понятии:
Ассоциация — обусловленная
предшествующим опытом связь представлений, благодаря которой одно
представление, появившись в сознании, вызывает по сходству, смежности или
противоположности другое.
Ассоциация не предполагает тождества
представлений или равенства их друг другу.
В примере с «живой» линией — рисунок ее
ассоциировался (т. е. был похожим, но нетождественным) с определенными линиями
живого мира.
Ассоциативность или ассоциативная связь
— одно из базовых понятий Школы.
Любые линия, форма, объем —
ассоциативны. В момент восприятия объекта творчества «воспринимающий», в
зависимости от своего предшествующего опыта, подсознательно находит его
ассоциативные прообразы.
«Производящий», в зависимости от цели
своего творчества, может сознательно или подсознательно закладывать в объект
творчества те или иные ассоциации.
Школа исходит из того, что человек,
производящий визуальный, т. е. воспринимаемый глазом, объект творчества,
способен посредством ассоциации визуализировать в нем любое явление
человеческой жизни и окружающего его мира.
Объект творчества может ассоциироваться
не только с образами материального мира, но и содержать в себе информацию о
явлениях духовного мира, как-то — чувства, настроения, мечты и т. д.
К примеру, линия может ассоциироваться
не только с песчаными дюнами пустыни, но быть радостной или грустной, спокойной
или динамичной.
Посмотрим, как меняются ощущения воспринимающего
человека, в зависимости от визуализированной в объекте творчества информации.
Обратимся к шрифтовому дизайну и
поработаем с буквой «А».
Отрисуем
букву в обычной графике.
Весь абрис буквы построен на «мертвых»
линиях.
Кроме, уже обозначенных ассоциаций, присущих
этим линиям, в образе буквы присутствуют, слабо считываемые ассоциации: —
движения вверх, вдоль боковых граней абриса; устойчивости опор — двух «ножек»
буквы; некоторые ассоциации с шалашом, фронтоном здания и т. д.
Все они косвенны
и возникают лишь тогда, когда «воспринимающий» специально задается целью их
найти.
Главная информация данного образа —
естественно-графический знак, соответствующий звуку и букве русского алфавита.
— Это функция.
Образ логичен и понятен
«воспринимающему».
Заменим «мертвые» линии абриса на
«живые», не меняя общего построения буквы.
Мгновенно, образ «ожил». Свобода линий,
его формирующих, внесла в него своеобразие, хотя и не добавила каких-либо ярких
ассоциаций.
В своем общем построении он по прежнему
логичен, в конкретности графического выражения, т. е. в конкретности данных
«живых» линий логика поколеблена.
У «воспринимающего», привыкшего к прямолинейным
стереотипам возникает ощущение незаконченности, недоработанное™ графики. Хочется
взять линейку и прочертить все четко.
У «воспринимающего», свободного от них
нет ощущения незавершенности образа.
Абрис воспринимается, как данность и
даже возникает исследовательский интерес, начинающийся с вопроса: — «Почему
так..?»
Следующей операцией внешний абрис образуем
«мертвыми» линиями, внутренний — «живыми».
Ассоциативно образ воспринимается, как
что — то «свободное», «живое», заключенное в «мертвую» клетку или оболочку.
Два начала противопоставлены.
Сократим до минимума количество
«мертвых» линий в абрисе. Только подножия буквы — прямые, остальное очертание —
свободные линии.
«Живая» буква стоит «крепко».
Она, как-бы «спаяна»,
«сцементирована» с неким прочным основанием.
Вернемся ко второму варианту и
дальнейшее будем строить на его основе.
Воспроизведем его рядом со следующим:
Предпосылкой нового образа — было
желание сделать букву, более устойчивой.
Достаточно небольшого, нюансного
увеличения ширины основания, т. е. расстояния между «ножками» и цель
достигнута.
Но... наклон внешних линий абриса
обуславливает эту устойчивость до определенного момента!
Раздвинем «ножки» еще сильнее.
Буква воспринимается готовой сложиться
на линию основания. «Ножки» разъезжаются и длинная
горизонтальная перемычка не противится этому разъезду, Наоборот, она тянет
боковые стороны вниз, к горизонтальному положению.
Ассоциативно образ очень неустойчив.
Мы видим, что восприятие образа каждый
раз дает новые ассоциативные представления. Ими образ может наполняться
«производящим» либо осознанно — впрямую, либо неосознанно «косвенно», как бы
случайно.
Отметим для себя эти два вида
ассоциативных составляющих образа.
Поработаем с «прямыми» ассоциациями.
Опечалим «А».
Теперь развеселим.
В первом случае «воспринимающий»
считывает какую-то грусть, томность и задумчивость печальной «А»; во-втором налицо бесшабашность,
прыгучесть и неуправляемость «веселой» буквы.
Наряду с тем, что буквы «живут» своими
«живыми» линиями, в них «живут» еще и прямые ассоциативные прообразы, которые
легко считываются.
К косвенным ассоциациям на этих двух
примерах мы отнесем: — в первом — некую податливость горизонтальному дуновению
ветра слева направо, во-втором
некое давление сверху на абрис, жестко зафиксированный треугольным сочленением
верхней части, заставляющее «ножки» буквы разъезжаться в стороны.
Косвенные ассоциации возникли случайно,
ими не задавался при проектировании образа «создающий». Это «побочный»
продукт.
Работая с «прямым» и «косвенным»
ассоциированием в образе самых разных представлений, мы получим практически
неисчислимый ряд непохожих друг на друга, индивидуальных «А».
«В чем же новизна..?»
— спросит искушенный, практикующий в построении шрифтов, дизайнер,
знакомый с бесчисленным количеством разработанных и используемых шрифтов.
Ответим так:
Во-первых: — «Мертвые» линии стали
живыми.
Во-вторых: — «Живые» линии обрели
выразительную силу и стали образно богаче «мертвых»,
В-третьих: — Ни один из образов не
может быть растиражирован, Он предельно конкретен и живет только своей идеей,
отвечая идеям своего создателя или заказчика.
В-четвертых: — Ассоциативный строй
образа управляем «создающим» в той мере, в какой это необходимо, вплоть до
полного исключения «косвенных» случайных ассоциаций.
В-пятых: — Ассоциативность или идейное
содержание образа главенствует над его функцией.
В-шестых: — «Воспринимающий» невольно
становиться исследователем объекта творчества. Образ заставляет его еще и еще
раз вернуться к себе; Он сильнее запоминается.
В-седьмых: — Объектом творчества
передается не только количественная, но в большей степени «качественная»
информация... и т. д.
Наши примеры относились к такой области
проектирования, как шрифтовой дизайн, обратимся к дизайну форм, к
проектированию предметов быта окружающих человека. Современный бытовой дизайн
строится на:
функциональности предмета;
технологичности его производства и использования;
эргономике, учитывающей;
особенности строения человеческого
организма;
эстетике формы;
экономичности;
использовании
новых материалов и способов обработки;
особенностях,
связанных с самостоятельной жизнью предмета в человеческом быту (срок службы,
удобство хранения).
Не ущемляя ни одну из этих предпосылок,
Школа определяет главную цель дизайнерского конструирования, как — создание
на материале конкретного предмета, нового художественного образа, имеющего
свою, иногда не зависимую от предмета идею.
Рассмотрим цепочку примеров
иллюстрирующих такой подход.
Объект нашего творчества — обычный,
знакомый ежедневным общением кухонный чайник. Изобразим его в обычном
состоянии.
Мы можем спорить о плюсах и минусах его
эргономики, эстетики, удобства использования и т. д.; Школа выделяет главное —
образное начало почти отсутствует.
Все формы построены на «мертвых»
линиях.
Статичный, «тяжелый» образ.
Даже при отчаянных попытках, отыскать
интересные ассоциации не удается. Выражаясь казенным языком — это бытовой
кухонный предмет для кипячения и разлива воды.
Поработаем с его формой, не меняя
материалов, способов крепления и количества составляющих его частей.
Поскольку, мы имеем дело с плоскостным
рисунком, — под изменениями формы мы будем понимать изменения абриса данного
предмета.
Введем в «мертвый» абрис несколько
«живых» линий; зададимся целью — «Придать динамичность форме»
.
Дадим небольшой наклон плоскости
«плечиков» основного объема и поддержим его изменением геометрии «носика» и
крышки.
Форма наполнилась новым содержанием.
Глаз уже не так безразличен к абрису. Кажется, что наклонная плоскость
«плечиков» желает вернуться к горизонтальному состоянию, подчинившись
горизонтальности зеркала, предполагаемой в чайнике воды.
Это возможно только при наклоне всего
абриса в сторону носика.
Наклон в эту сторону — это естественное
движение чайника при наполнении чашки чаем.
Ассоциативно форма чайника, как бы сама
предлагает приступить к чаепитию.
Образ пока хаотичен, в нем еще
существуют пережитки старой формы.
Продолжим наши превращения; — Изменим
геометрию ручки и «носика» более активно.
Динамичность усилилась, Ассоциативно —
это уже летящая по волнам яхта с задранным носом и с неким подобием паруса или
флага под ветром.
Продолжим формирование нового образа. Сольем
«носик» и основное тело в один объем, Доработаем геометрию ручки и крышки.
Получился новый, вполне законченный
художественный образ. Наличие живых линий в абрисе значительно раскрепостило
его форму.
Сама форма рождает большое количество
зрительных ассоциаций, Это уже знакомая яхта, сложенные ладонями внутрь руки,
бутон цветка и т. д. Геометрия «мертвых» линий не довлеет, они уживаются в
свободной форме.
Когда мы задаемся целью создать новый
художественный образ, мы очень активно используем ассоциативное мышление, как
основной инструмент проектирования.
Обратим наше внимание непосредственно
на творческий акт.
Попытаемся проследить, как происходит
рождение идеи образа, как эта идея материализуется в новый образ и какова роль
ассоциативного мышления в этом...
В сознании человека постоянно живет
бесконечный ряд представлений,
Эти представления человек накапливает в
общении с окружающими его духовным и материальными мирами.
Человеческая память — инструмент
сохранения представлений.
Начиная творческий процесс, «создающий»
с помощью памяти «вытаскивает» на поверхность своего сознания представления,
соответствующие задаче творчества.
Они «рояться»
в его сознании в виде ярких, сильных или слабых, вялых образов и идей.
В определенный момент творчества
«создающий» находит новую идею.
Она, безусловно, синтезирует в себе
бывшие прежде и новые представления...
Новая идея выкристаллизовывается в
новый идеальный (пока) образ.
Теперь «создающий» начинает
ассоциировать идеальный, т. е. воображаемый образ в реальный, т. е.
воспринимаемый органами чувств.
В процессе создания реального образа идеальный корректируется, в соответствии с реальными
условиями творчества — материалом, способностями «создающего» и др.
Окончательный реальный художественный
образ ассоциировал откорректированный начальный идеальный.
Механизм ассоциативного мышления
сработал.
Что мешает рождению новой идеи и нового
образа?..
Стереотип...
Человек, привыкший постоянно работать с
«мертвыми» линиями, не может мыслить свое творение в «живых».
Ассоциируя стереотип в объект творчества он не создает «нового», — он просто комбинирует
«старое».
Школа руководствуется идеей, что
создание художественных образов возможно лишь при полном освобождении
сознания от стереотипных представлений.
Уясним насколько сильны
стереотипы мышления?!
Представим себе чистый лист бумаги...
Ставится задача: — «На листе провести
горизонтальную линию».
Порабощенный
стереотипом — по линейке проведет линию параллельно нижней грани листа,
расположенного горизонтально.
Свободный от него, — от руки проведет
линию, вообще не учитывающую геометрию листа.
Первый творит, как принято и понятно,
второй непонятно никому, кроме него самого. Первый — «консерватор»; второй —
«новатор», У кого из них больше шансов создать новый художественный образ?..
Ответ очевиден.
Обратимся к некоторым «новаторским»
приемам Школы в области графического дизайна.
Мы будем работать с тем же листом
бумаги, представляя его обложкой книги, журнала, рекламного буклета т. п.
Мы будем пользоваться очень малыми
средствами — линиями, точками, пятнами, каждый раз решая определенные задачи.
Чистый лист — это обложка рекламного
буклета автомобильной компании.
Необходимо ассоциативно «зарядить» лист
скоростью автогонок.
Сделаем это так:
Даже не зная задачи «воспринимающий»
ощутит почти предельное напряжение графики линий, некую силу, нарушившую
плоскость листа, прорвавшую его, пронесшуюся по листу, оставив за собой след и
расходящиеся от него волны.
Знающий задачу, может почувствовать
себя пилотом несущегося автомобиля, воспринимающим уносящийся окружающий мир,
на предметах которого, глаз не успевает останавливаться.
Ассоциативно — это: и заход на
очередной вираж, и сопротивление среды, где происходит движение и следы
маленьких камушков, стремительно вылетающих из-под колес...
Скорость, как явление, визуализирована
в графике.
Теперь лист — это обложка сборника
лирических стихов.
Это ностальгические стихи о былом, об
ушедшей юности, о первой любви.
Попытаемся найти адекватное им графическое
выражение.
Графика ассоциируется со спокойной,
едва колеблемой поверхностью воды, с легкими волнами, плывущего над землей
тумана или ряда мыслей — воспоминаний с какими-то нечеткими, ушедшими
образами. В движении линий и пятен ощущается некая зыбкая неопределенность,
отсутствует сипа, способная вдохнуть в них энергию действия.
Это ностальгическая образность.
Представим лист — плакатом строительной
корпорации.
Ее идея — строительство прочных,
крепких, надежных индивидуальных домов, коттеджей и особняков.
Ассоциируем ее.
Пятна — это не кирпичи или каменные
блоки. Их положение — это не кладка, с привычной перевязкой швов.
Это графический образ и того и другого.
Устойчивая пирамида ассоциируется с каменным шалашом или незавершенным фронтоном
здания, с пирамидой, подготовленных к кладке, блоков.
Мы ассоциировали старые и новые
представления в новые художественные образы.
Зададимся вопросом: — «Почему система
графических линий, к примеру, в варианте со скоростью, ассоциируется с этим
явлением человеческой жизни?.. Почему, воспринимая абстрактную графику, мы
угадываем ее идею?..»
Как «создающий» так и «воспринимающий»
объект творчества — люди, живущие в едином мире.
Они похожи друг на друга не только
своим внешним строением, но и внутренними ощущениями событий и явлений.
И «создающий» и «воспринимающий», в
течение жизни, не раз испытывали ощущения скорости движения.
При быстром беге, земля «улетает»
из-под ног и глаз не успевает фиксировать всякие мелкие детали дороги.
Все они, как бы пролетают через
сознание, оставляя своеобразные «линейные» следы в нем.
Представления следы — целенаправленно
визуализируются в графических линиях «создающим».
Благодаря единству мира и человеческой
природы, «воспринимающий», получив их, целенаправленно, но почти не
контролируемо сознанием, вспоминает на что они похожи.
При восприятии происходит мгновенное,
подсознательное выхватывание из памяти представлений, тождественных новым.
Это, своего рода, механизм ориентации человека,
в постоянно меняющейся среде.
«Воспринимающий» хорошо помнит, что при
движении в поезде или в автомобиле в одну сторону, видимые из окна предметы
«убегают» в обратную, причем, чем они ближе к дороге, тем с большей скоростью
проносятся мимо него.
В нашем примере, это увеличение
скорости ассоциировано сгущением линий к «следу» движения.
Свободные линии изображения
ассоциируются со свободным, не фиксированным, скажем прямой линией, движением
автомобиля.
Здесь, кроме сходности,
сознательно-графических представлений «создающего» и «воспринимающего»
необходимо отметить еще одно обстоятельство.
Объект творчества — это не только
визуальный объект.
Произнесенное или прочитанное слово —
тоже объект творчества человека.
Само слово «скорость» уже вызывает
определенные ассоциациативные представления.
«Воспринимающий», прочитав слово, уже
настроен определенным образом, он уже «знает», что он может «найти».
Когда он «находит» то, что «искал», его
представления обогащаются аналогичными представлениями другого человека —
«создающего».
Вернемся к форме и ее образованию.
Термин «форма» мы употребляем в
значении — очертания, внешнего вида, контура или абриса предмета.
Принято считать, что формой задаются
внешние характеристики предмета.
На самом деле форма предмета присуща не
только самому предмету, но и пространству, окружающему предмет.
Можно сказать, что внешняя форма
предмета соответствует внутренней форме пространства, в котором предмет
находится.
Например — внешняя форма или абрис
круга на плоскости в тоже время является внутренней формой или абрисом фона
плоскости, содержащей круг.
Школа определяет форму — как границу
между предметом и пространством (или фоном), содержащим предмет.
Проектируя форму предмета, мы
одновременно с этим проектируем форму пространства.
Обратим внимание на вторую составляющую
этой пары.
Введем новый термин — «антиформа» предмета, в значении — очертания, внутреннего
вида, абриса пространства или среды, содержащей предмет.
Рассмотрим такое изображение вазы или
кубка, абрис которого вызывает двойственные ощущения.
С одной стороны форма кубка имеет
самостоятельное значение, с присущими предмету свойствами — это чаша, ножка и
база.
С другой стороны мы видим два одинаковых
профиля человеческого лица, смотрящих друг на друга.
Форма кубка формируется одновременно с его антиформой.
Идея последней значительно влияет на
состояние формы данного предмета.
Можем ли мы с антиформой
проделать те же ассоциативные превращения, которые нам удавались раннее?..
Безусловно!
Профиль может быть радостным,
сумрачным, молодым и т. д.
Ассоциативный строй антиформы
впрямую повлияет на образ кубка.
На абстрактном примере вертикального
прямоугольника, проиллюстрируем — как взаимодействуют форма с антиформой.
Будем влиять на него, работая с антиформой.
Ассоциируем горизонтальное давление в антиформе на вертикальные составляющие абриса.
Абрис «среагировал» на давление,
собравшись «внутри себя». Он напряжен.
Разрядим обстановку и дадим давление с
обратным знаком.
Абрис, «отвоевав» свое начальное
состояние пошел» дальше — раздался вширь. Сконцентрируем давление в средней
части.
Абрис вновь «напрягся» и
«сопротивляется» действию на антиформу.
Дадим диагональные направления действию
давления.
Абрис воспринимает действие; его
вертикальные составляющие занимают свои положения, чутко реагируя на
изменения в антиформе.
Наши примеры иллюстрируют возможности
создания новой формы, работая с антиформой.
Очень наглядно влияние антиформы на образ предмета, когда проектируется мобильный,
двигающийся объект — автомобиль, судно, летательный аппарат.
Поскольку основное назначение таких
предметов — передвижение в той или иной среде, — их форма подчинена движению
этой среды относительно них.
Снижение сопротивления среды при
движении объекта достигается применением оптимальной антиформы.
Обтекаемость линий, их плавность,
отсутствие углов и больших плоскостей, перпендикулярных направлению движения —
это необходимые качества антиформы мобильного
объекта.
В этих случаях форма объекта вторична,
она подчинена антиформе.
Вернемся к неподвижным, «статичным
объектам, и влияя на антиформу
создадим форму конкретного предмета.
Обратимся к мебельному дизайну и поработаем
со столом.
Предмет функционален. Образ нейтрален.
Форма и антиформа не имеют ярких ассоциативных
прообразов.
Введем их «заряжая» пространство между
ножками стола. Нарушим его симметрию.
Мы раскрепостили образ. Меняющиеся
сечения дали новую выразительность форме — пока абстрактно-геометрическую.
Отрисуем
нашу антиформу свободной,
кривой линией.
В образе появились ассоциации форм
растительного и животного мира. Форма ножек ассоциируется с ногами животных —
лошадей, оленей, собак
Зададим антиформе
«прямые» ассоциации. Это бутон цветка, пламя костра, каменная глыба или стог
сена.
Антиформа
активно работает на форму, привнося в нее новый образный строй.
Форма рождает свои ассоциации.
Это — поднимающийся полог шатра,
вырастающие из точек опор ножек фантастические растения, ниспадающая со
стола, стелющаяся по ножкам, ткань и т. д.
Стол необычен, много-образен и запоминается.
Введя в осмысление творчества понятие антиформа, Школа развивает его, как мировоззренческую
категорию.
Во всех отношениях непревзойденным художественным
образом живого мира Школа считает самого человека.
Человек, с присущими ему физическими и
духовными качествами — это своеобразный эталон творчества.
Мы можем говорить о двух состояниях
формы и антиформы человека: материальном (или физическом)
и духовном (или психическом),
В первом случае это форма материального
тела человека и ее антиформа, т. е. форма материального
пространства содержащего человеческую фигуру.
Во-втором
— это духовная форма человека и ее антиформа.
Физические
форма и антиформа человека нам понятны из уже
приведенных примеров.
Определимся с новыми понятиями.
Здесь требуется усилие воображения.
Духовная форма человека Школой
понимается так:
Это — воображаемая замкнутая «поверхность»
или граница сознания, внутри которой содержится весь приобретенный духовный бпыт человека, т. е. вся сознательная, подсознательная,
интуитивная, чувственная и другая информация полученная
им в процессе всей жизни.
Держателем этой информации является память.
При постоянном стремлении человека
познать мир и себя происходит рост этой духовной области — его духовной формы,
за счет поступления новой информации, сопровождаемый расширением поверхности
сознания.
Поверхность сознания — это, своего
рода, граница познания человеком мира в конкретный момент его жизни.
Граница познания — это духовная форма
человека.
Непознанная часть духовной сущности
мира находится за границей познания, вне духовной формы.
Духовная антиформа таким образом предстает, как граница еще
непознанной духовной среды в которой содержится духовная форма человека.
Влияние духовной формы человека на ее антиформу характеризуется постоянной человеческой жаждой
познания неизведанного.
Духовная антиформа
своим присутствием, как бы постоянно «провоцирует» человека на свое познание.
Остановка в этом — ведет к уменьшению
духовной области человека, к сужению поверхности сознания, к свертыванию
духовной формы человека. Тогда антиформа «поглощает»
форму.
Духовная область человека отдает,
имеющуюся у него информацию, память не в силах ее удержать.
Потеря информации приводит к
дезориентации человека в мире.
По мысли Школы — творчество, свободный
поиск и создание новой информации позволяют человеку сохранить себя в мире и
контролировать действие духовной антиформы.
Что происходит, когда человеком
создается новый художественный образ?..
Он стремится вырваться за свою границу
познания.
Совершив это действие, он приобретает
новую информацию, которая остается в его активе.
Но наряду с качественной, действительно
новой информацией, он может приобрести и некачественную
— старую.
Используя память, охраняющую
качественную информацию, он проводит осмысление вновь поступившей, после чего
— либо отказывается от нее, либо вводит в охранный механизм памяти и использует
в своем творчестве.
Новая идея и новый образ рождаются в
борьбе духовной формы человека с духовной антиформой.
Промграфика,
шрифт, бытовой и мебельный дизайн, моделирование одежды, создание малых
архитектурных форм — безусловно важные направления
творческой деятельности Школы.
Но...
Архитектурное творчество — это
приоритетное направление.
Поэтому эта тема требует особого,
детального рассмотрения.
Архитектор — человек уникальный!
Он создает то, с чем невольно будут общаться и что будут воспринимать поколения следующих
за ним людей.
По степени постоянного воздействия на
человека, по сроку жизни архитектурного сооружения, по своему назначению —
архитектура — это первое из искусств созданных
человеческим гением.
Анализируя состояние современной
архитектурной мысли, мы обязательно отметим одно обстоятельство:
Современная архитектура, в подавляющем
большинстве, строится на «мертвых» линиях,
Формы чаще всего геометричны,
«живые» линии почти не используются.
Заглянем в творческую мастерскую
современного архитектора.
Первый, непременный атрибут ее
обстановки — кульман с рейсшиной, — постоянным его соавтором.
Прямая линия, производимая этим
инструментом, господствует в его сознании.
Прямой угол и другие категории геометрии
также прочно занимают в нем первые места.
Современный архитектор, как будто
вычеркнул из своего мышления все остальное богатство линий и форм, даваемое
ему окружающим живым миром.
Он похож на человека, однажды
сказавшего себе: — «В мире много звуков, но я буду произносить только три —
«АУБУВ»; В мире много дорог, но я буду ходить только одной...
Насколько ущемленным представляется нам
этот человек.
В такой же мере архитектор, берущий на
вооружение стереотипные, определенные кем-то правила и образ творческого
мышления.
Всю жизнь
работая в узких рамках логики прямой линии, архитектор лишает себя возможности
познания тысяч других — не прямых линий.
Он ущемлен в познании мира и ущемляет
«воспринимающих» его объекты творчества в этом.
По принятым правилам проект сооружения
начинается с плана,
99,9% современных планов геометричны.
Произведя такой план, архитектор мыслит
стены, исходящие из абриса плана, строго вертикальными.
Он не допускает, что стена может
строиться на других принципах.
Он никогда не представит стену разной
толщины, к примеру, у основания и на других отметках.
Он не представит стену не прямой
плоскостью, если она базируется на прямой линии плана,
Он автоматически накладывает на план
первого этажа планы вышележащих,
Рисуя разрез сооружения, он не позволит
себе предположить, что перекрытия могут быть не параллельны, что пол и потолок
могут быть наклонными и иметь свои рельефы.
Он не может вообразить, что пол,
созданный им в рельефе зеленой лужайки, тоже имеет право на существование.
Руководствуясь правилами проектирования архитектор не свяжет два этажа ничем иным,
кроме как лестницей или пандусом.
Его собственные ощущения от подъема или
спуска по горной тропинке вычеркиваются из сознания при проектировании новой
среды.
Отринув все это, он создает очередную
коробку, которую после него дизайнер-интерьерщик обработает,
равномерно развесив светильники, расположив типовую мебель и облицевав ровные
плоскости стен типовыми отделочными материалами.
Объект творчества готов нести свои «идеи»
воспринимающим его людям.
Мы ежечасно общаемся с ними.
Попытаемся разобраться: — «Как могло
произойти, что архитектура сегодня оказалась в таком незавидном положении?..»
«Почему современная архитектура так
часто без-образна?..»
Нам скажут: — «Экономика, рост
населения городов, проблемы жилья и т. д...»
Да это так!
Но в основе дела — лежат идеи.
А идеи бывают разные.
Архитектору и человеку
интересующемуся этой областью творчества наверняка знакомо имя Ле Корбюзье — французкого архитектора,
известного теоретика современного зодчества и градостроительного искусства.
Познакомимся с некоторыми идеями Ле Корбюзье:
«Геометрия есть средство
с помощью которого мы воспринимаем среду и выражаем себя.
Геометрия — это основа.» «Человек идет
прямо, потому что у него есть цель, он знает куда он
идет. Избрав себе цель он идет к ней, не сворачивая. Осел идет зигзагами, ступает
лениво, рассеяно; он петляет, обходя крупные камни, избегая крутых откосов,
отыскивая тень; он старается, как можно меньше затруднить себя...
...Кривая улица — это дорога ослов, прямая улица — дорога людей...» «В современном
городе должна господствовать прямая линия». «Жилые дома, водопроводные,
канализационные линии, шоссе, тротуары — все должно строиться по прямой.»
«Прямой угол есть необходимый и
достаточный инструмент для работы, поскольку с его помощью можно самым точным
образом отмерить пространство». (Ле Корбюзье
«Архитектура XX века» Прогресс 1977 г.)
Нас не может не удивить и насторожить,
почти религиозное поклонение прямой линии, прямому углу Ле
Корбюзье.
Человеком, имеющим цель и идущим прямо,
даже на идеально разработанном, ровном газоне не может быть протоптана прямая
тропинка.
Реальный мир вообще не имеет прямых
тропинок.
Прямой угол, все же, — один из тысяч
углов задающих реальное пространство.
Мы знаем насколько
важны идеи в любом человеческом творчестве.
Идеи Ле
Корбюзье остались не только на бумаге, на много лет они предопределили пути
развития современной архитектуры.
Знакомство с архитектурными идеями
Школы Русского Дизайна мы начнем с некоторых общих вопросов философии
архитектурного творчества:
Живой мир, в который человек попадает
после своего рождения, своего рода сгармонизированная,
образная «архитектурная» среда.
Человек, не являясь ее создателем,
черпает из нее приемы собственного творчества.
Природная пещера, укрывающая его от
непогоды, подсказывает идею жилого дома. Ствол дерева, несущий огромную
крону, рождает идею колонны-опоры. Ровное зеркало воды — дает идею ровной
плоскости пола или площади. Вода, стекающая с листа дерева, наводит на мысль о
скатной кровле. Случайно обозженная в костре глина —
дает строительный материал, многоцветье живого мира —
предопределяет его цветовую палитру. Конструктивные особенности живых и
растительных организмов — подсказывают конструкцию его собственных сооружений
и т. д.
Находясь в живой среде человек ощущает свою причастность к ней.
Она сомасштабна
человеку не только физически, но и психологически.
Образ живого мира и психологические
ощущения его согласуются с образом человека и его внутренним миром.
Проявление стихийных начал мира не
нарушает ощущения сопричастности с ним.
Соприкасаясь с живой средой, человек
познает ощущения покоя, страха, комфорта, напряжения, вдохновения и т. д.
Обучаясь у нее, человек создает свою
собственную, рукотворную, архитектурную среду.
Естественно, что созданная им среда в
большей или меньшей степени сопричастна человеку.
Человек, объединившись с другими,
людьми образует общность.
Удобство общения в общности рождает
идею коллективной жизни.
Возникают поселение, деревня, поселок,
город, мегополис.
Город, сохранивший в своей организации
физические и психологические принципы построения живого мира, сопричастен
человеку.
Сегодня в мире таких городов нет!
Принципы современного
градостроительства, усилиями самого человека,- далеко отошли от принципов
организации живого мира.
По этой причине так разнятся ощущения
человека от общения с живой природной средой и современным городом.
Можно ли построить новый город,
сохранив все достижения человека в транспорте, связи, промышленном
производстве, культуре, спорте и т. д., вернувшись к основам организации живого
мира?..
Школа говорит — да!
Создадим, пока лишь в воображении,
образ нового города, построенный на новых идеях Школы.
Это будет тот идеальный образ, который
стоит в начале творческого акта.
Это новая идея и новое представление.
Уже рассмотренные нами графические и
дизайнерские образы иллюстрировались рисунком, линией, и этого было достаточно
для их восприятия.
Образ города или образ
многофункциональной среды невозможно передать в одном или нескольких рисунках.
Мы будем использовать наше воображение,
рисунки и текст, раскрывая смысл той или иной идеи.
Образ города не предстанет сразу в законченном
виде; — постепенно раскрывая ключевые позиции мы заполним
пока еще свободное «пространство» нашего воображения.
Заполняя его, используем такой прием: —
Сравнивая знакомые представления о современном городе с представлениями о
живой среде, мы произведем новые идеи нового города,
Мы не будем создавать образ «идеального
города», коими так богата история градостроительства, т. е. вводить
логические, умозрительные, в своей основе утопические идеи, в новый образ, мы
просто ассоциируем идеи живого мира в идею нового города.
Город — это живой организм,
функционирующий по законам жизнедеятельности человеческой общности, в которой,
однако, каждый человек — индивидуум сохраняет внеобщностные,
личные, индивидуальные черты.
Найдем в живом мире образ, который бы
ассоциировался с образом современного города.
Первое, что рождает воображение, это —
лес, с тысячами больших и малых жизней, с неисчислимым богатством форм, линий,
образов, с законами лесного общежития, с жизнеобеспечивающим равновесием и др.
качествами, делающими этот объект живого мира — цельным, единым, сгармонизи-рованным живым образом.
Понаблюдаем — как организованы
визуальные объекты этого образа.
Деревья, кустарник, открытые поляны,
тропинки, валуны, ручейки, озера, лесные обитатели — все они несут на себе
печать исключительной неповторимости.
При всех одинаковых свойствах того или
иного образа, к примеру дерева — мы не найдем, как бы не старались, двух
одинаковых берез, их сучков, веток, листьев и т. д.
Различия могут быть малозаметны глазу,
но они есть.
Малейшие, нюансные отклонения в формах,
линиях рождают то гармоничное богатство образов живой среды, которое
вдохновляет человека на собственное творчество.
Представим, что в новом городе
господствует тот же принцип формообразования.
Город не имеет ни одного повторяющегося
силуэта здания, в нем нет двух одинаковых улиц, фонарей, скамеек, тротуаров,
автобусных остановок, скверов и т. д.
В пределах образа одного сооружения нет
двух одинаковых окон, дверей, стен, ступенек, дверных ручек, предметов мебели.
Визуальная среда нового города богата
образами так же, как живая среда в нашем лесу.
Мы уже отмечали, что живой мир не имеет
«мертвых» линий.
Насколько это
возможно, исключим из линий нового образа «мертвые» линии.
Улицы, тротуары, поребрики,
обрамляющие газоны, вертикальные и горизонтальные элементы зданий и т.п.,
преимущественно не прямые, не геометрические линии.
Лес как живой организм, живет в
нескольких уровнях: — на земле, под землей и над землей — в ветвях крон, в
гнездах, дуплах, в трещинках коры и т. д.
Новый город так же имеет несколько
уровней: — подземный, земной и надземный — отсюда несколько способов
передвижения по городу, как его жителей, так и транспорта, товаров, тепла, энергии
и т. д...
Лес постоянно обновляется; старые
деревья и организмы умирают и разлагаются.
В городе старые постройки уступают
место новым, меняются очертания улиц, кварталов и площадей, новые поколения
приходят на смену ушедшим.
Артерии наземного городского транспорта
имеют своими прообразами системы лесных ручьев, рек и озер.
Маленькие квартальные улочки
«вливаются» в широкие проспекты, которые в свою очередь «впадают» в озера
площадей.
Ручей или река избирают для своего
течения наиболее приемлемое русло, без резких прямых углов, обходя препятствия
рельефа, крупные кам-г ни.
Уличная сеть города — это не безотноситель-к ные к окружающему
прямоугольно-прямолинейные
направления. Улица формируется
одновременно с застройкой и учитывает все особенности местности.
Лес имеет близкую к одному значению
высоту деревьев, предлесье или кустарник ниже, отдельные
высокие деревья расположены на свободных пространствах, полянах.
«Предлесье»
нашего города — ниже основного городского массива. Высотные здания окружены
свободными пространствами площадей или скверов.
Жилье, производственные помещения,
офисы, объекты культурного и общественного назначения располагаются на всех
уровнях.
Вредные шумные производства,
загрязняющие среду, изолированы от внепроизводственной жизни.
Остановим взгляд на некоторых объектах
нового города.
Офис-небоскреб — это уже не, набившая
оскомину, пластина из стекла и металла.
Стеклянный водопад в «живых» линиях
нарушил ее безобразность, пробив верхние этажи и сорвавшись вниз, к самому
подножию.
«Водопад»
— не декорация — это основная, вертикальная транспортная коммуникация,
обеспечивающая связь всех уровней здания.
Усиливая образность объекта, мы можем
вовсе отказаться от прямоугольной металло-стеклянной
оболочки, отрисовав ее «живой» линией, к примеру, в
образе скалы, с тем же срывающимся с ее вершины потоком стекла.
Такой небоскреб-офис уже не забудется
его посетителем. Кроме ассоциаций со скалой образ несет и другие, открывающиеся
при более длительном знакомстве.
К нему хочется вернуться.
А вот жилой многоквартирный дом с
плоской крышей-солярием и с неповторимым рельефом стен и рисунком оконных
проемов.
Дом на одну семью со скатом кровли,
напоминающей летящий, легкий листок или шляпку гриба.
И так далее.
Каждое новое знакомство интересно и
незабываемо.
Новый город — это действительно живой
образ, как интересный живой человек. Остановимся...
Пространство нашего воображения заполнилось
идеями нового города.
Наша фантазия самостоятельно способна
добавить к ним множество новых ярких образов.
Мы ассоциировали в формах, линиях,
деталях городской среды прообразы живого мира — леса, рек, скал
т. е. визуальных объектов.
Мы могли ассоциировать в них природные
явления, создав, к примеру, город-дождь.
Мы в силах свободно совершать со средой
любые превращения.
Ассоциативной визуализации подлежат не
только образы видимого мира.
Создать новый образ города мы могли визуализировав в нем наши настроения.
Получились бы город-задумчивости, город-грусти,
город-смеха и т. д.,
В архитектуре отдельного здания есть
элементы, которые определяют его, как архитектурный объект.
Это стены и крыша, окна и двери,
лестницы и междуэтажные перекрытия...
Они участвуют в формировании образа и
наряду с самостоятельными значениями несут еще значение частей целого.
Насколько эти части соподчинены друг
другу, насколько они подчинены связующей их идее, насколько они отрисованы, как самостоятельные элементы, настолько образ
сооружения един и целен.
Сравним его со строением человеческого организма,
тоже имеющим отдельные самостоятельные части (руки, ноги, глаза, волосы и т.
д.), собранные в единый человеческий образ.
Он ассоциативен.
Архитектурный образ здания имеет те же
свойства.
Ассоциативное содержание архитектурного
образа стимулирует интерес к нему воспринимающего его человека.
С другой стороны, «создающий»
архитектурный образ человек, влияет на строй ассоциативных прообразов данного
объекта, задавая ему то или иное содержание.
Зачем, к примеру, древние греки
использовали в построении своих колонн прием энтазиса (от греч. — напряжение, усиление), т. е.
утолщение ствола примерно в одной трети от базы колонны?..
— Для создания у «воспринимающего»
ассоциации напряжения колонны, несущей верхнюю часть греческого храма. Это
нюансное отклонение от прямой линии вполне решало поставленную задачу.
Какие ассоциации рождает у
«воспринимающего» современная четырехгранная бетонная колонна, несущая куда
более значительную нагрузку?
Ассоциации — неустойчивой, легко
деформируемой, ножки-опоры.
Можно ли их избежать?
Да.
Посмотрим
как Школа решает эту задачу...
Сообщим, иным, не древнегреческим
способом, колонне то же напряжение давления.
Нюансно
увеличим площадь базы и дадим «живой» абрис тела колонны.
Кроме прямых ассоциаций со стволом дерева,
мы ассоциативно воспринимаем колонну, упирающейся в основание.
Колонна, как рука, опирается на ладонь;
— Тогда площадь опоры превосходит площадь любого другого сечения.
Поставим колонну «с ног на голову»
Ассоциативная динамика сил изменилась, но
ощущение восприятия давления не исчезло.
Теперь рука поддерживает ладонью груз,
большим сечением собирая давление и переводя его в точку опоры на основание.
Дадим давление на антиформу,
на пространство между колоннами.
Сжимающее действие воспринимают не
колонны, а пространство между ними.
Пространству «тесно» и оно стремится
раздаться вширь, задавая своей «напряженной» геометрией — абрис колонн.
«Зарядим», знакомые архитектурные
элементы ассоциативными прообразами, изменив их форму.
Дверь сначала ассоциируется со свободно
падающим театральным занавесом или дамским кринолином в движении танца, затем
с наполненным ветром парусом или отведенной оконной шторой.
Кроме этого, оба варианта, как бы
ассоциативно подсказывают приоритетное направление движения при проходе через
дверной проем.
Повтор очертаний полотна двери и
дверной коробки поддерживает эти ассоциации.
Архитектор языком архитектурных форм
что-то рассказывает «воспринимающему», дает ему новую информацию.
В последних примерах мы задавали прямые
ассоциации.
Не менее важен прием, когда прямых
ассоциаций не задается.
Найденный рисунок окна, к примеру,
тиражируется в нескольких вариантах, но каждый раз имеет новый абрис.
Здесь мы применили тот самый закон неповторяемости образов живого мира. Инструмент —
реализации закона — нюанс.
При достаточном упорстве, мы,
прогуливаясь осенью по кленовой аллее, сможем найти много, почти одинаковых
кленовых листьев.
Их формы разнятся между собой слабыми,
едва заметными, нюансными отклонениями.
Нюанс мы определяем как едва заметный
переход, оттенок в красках, линиях, звуках, пластике формы.
Нюанс в противоположность контрасту
очень «тонкий» и очень сильный инструмент творчества.
Едва заметные «воспринимающему»
нюансные качества образа, интуитивно улавливаются им.
«Создающий»,
грамотно используя их, способен достигать желаемых целей.
В одном фасаде соединим
несколько архитектурных элементов собрав их общей идеей.
Отрисуем
диссиметричный фасад в «живых» линиях.
Ассоциативные ощущения: — выпирающая из
земли, растущая скала. Линии стен, крыши, дверей и окон подчинены общей идее
роста.
Диссиметрия
говорит о его неравномерности.
Абрис левой части «вырос» сильнее
абриса правой.
Кроме «прямых» ассоциаций возникают
образы шатра, палатки, надвигающегося на зрителя корабля.
Свободное обращение с рисунком
архитектурных элементов, не ущемляющее их функционального назначения,
позволяет задавать им активные роли в общем образном замысле.
Архитектурное сооружение — это не
только фасад. Это другие фасады, это окружение, это внутренние пространства,
детали и предметы, заполняющие интерьеры.
При комплексном проектировании все эти
составляющие должны работать на идею образа.
Тогда «создающий» становится
композитором архитектурно-дизайнерской симфонии; в своем творчестве он
использует всю богатейшую гамму «звуков» и «тонов» форм «заряжая» ими материальные
атрибуты создаваемой среды.
Архитектура перестает быть «застывшей
музыкой» — это «звучащая музыка», — слышимая, воспринимающим ее человеком.
Архитектор в силах совершить со средой
любые, самые фантастические преобразования.
Он, работая с привычными материалами, в
знакомых условиях может производить бесконечное множество форм и образов.
Он, как-бы, «вдыхает»
в материал новую идею и новую жизнь.
Кирпичная стена, тем же каменщиком,
выложенная в плане не по прямой линии уже одухотворена этой новой жизнью и воспринимающий ее ощутит это.
Значительно меняется и роль строителей
при таком подходе.
Каменщик не безропотно подчиняется воле
архитектора, он активно обращается к своему творческому началу и вносит свою
лепту в общий образный замысел.
Человек — мобильный объект.
Его физическая форма постоянно
меняется.
В зависимости от ее положения,
окружающее воспринимается по разному.
Образ его окружения задает то или иное
состояние его духовной формы.
Тишина, освещение письменного стола настольной
лампой, рабочее кресло, книжний шкаф — располагают к
чтению и спокойному, вдумчивому творчеству.
Журнальный столик, мягкие кресла, чашка
кофе — к беседе.
Мигающий свет, громкая музыка, барная стойка, высокий стул на длинной ножке — предполагают
вечерний отдых, танцы, встречи.
Каждый раз духовная форма человека
настраивается на определенный образ действий и занимает в окружающем духовном
пространстве приличествующее положение.
При этом его физическая форма менее
зависима от состояния окружения. Человек может сидеть, стоять, сложить руки,
прохаживаться — внешне он такой же, как и в другой обстановке.
При проектировании среды, учитывать
только физические данные человека — значит смотреть на него, как на неодушевленного манекена с человеческими пропорциями.
Среда
окружающая человека воспринимается им не только глазом. Звуки и шумы, запахи,
температура воздуха, фактура и состояние поверхности, воспринимаемые другими
органами чувств, играют не менее значимую роль в общении человека с ней.
Кроме этого такие категории, как память
места и времени, несоответствие ожидаемого и действительно имеющего место,
психологическое состояние человека и другие составляющие его внутреннего
духовного мира включены в этот процесс.
Учитывая это обстоятельство, Школа
рассматривает архитектурное творчество, как напряженнейший
синтез всех составляющих человеческой личности в творческом акте.
Отсюда и своеобразное определение
архитектурного образа...
Школа выделяет в полноценном
архитектурном образе девять составляющих или начал.
I. Идеесодержащее
начало — включает в себя собственно идею образа и ее ассоциативные
составляющие.
II. Духовное начало — характеризует
цельность и единство образа, его гармоничность и завершенность.
III. Чувственное начало — возможность
постижения образа органами чувств.
IV. Сознательное начало — возможность
постижения образа умозрительным путем.
V. Эмоциональное начало — говорит о состоянии
человека при его общении с образом (комфорт, дискомфорт, возбужденность,
покой и т. д.).
VI. Функциональное начало — определяет
назначение сооружения, его способность выполнять определенную функцию.
VII. Материальное начало — определяет
объемно-пространственные характеристики, конструкцию, материал, цвет, фактуру.
VIII. Временное начало — говорит об
этапах жизни образа — рождение, становление, распад, а также о длительности его
взаимодействия с человеком (прямого: — человек- образ и косвенного: —
человек-воспоминание об образе).
IX. Творческое начало — характеризует
возможность образа создавать, творить новые художественные образы.
Легко заметить, что эти начала присущи
не только архитектурному образу.
Как бы мы определили любое другое,
воспринимаемое нами явление жизни? К примеру, человека... Этими же началами!
Синтезируя их в одно, емкое, сжатое
определение Школа говорит: «Архитектурный образ — это явление жизни человека».
Безобразное архитектурное сооружение вычеркивается
из жизни, безобразная архитектура, присутствующая в человеческой жизни — своеобразный
ее «балласт».
«Образ, как явление жизни, — Довольно
пространное, безотносительное определение» — скажет человек, привыкший к
четким, конкретным формулировкам.
Понять взгляд Школы на эту проблему
помогут следующие мировоззренческие наблюдения.
Общение человека с миром, с окружающей
его средой, обязательно прямо или косвенно проходит при участии осознающего
центра человека.
Всякое явление, действие, осознанное
человеком имеет в своей основе обязательное присутствие человека в той точке
пространства и времени, где и когда оно происходит.
Не воспринимая непосредственно явление,
человек может вообразить его происходящим вне его прямого ведения.
Воображаемое и действительное явления
не тождественны.
Производя архитектурную или
дизайнерскую форму, человек воображает или представляет, как она будет
взаимодействовать с другим человеком.
И в процессе производства формы и в
процессе ее восприятия человек обязательный участник действия.
Произведенный архитектурный образ не
живет вне человека.
Здание не существует
если никто из людей не общается с ним.
Наше определение рассматривает
архитектурный образ не как вне-человеческое (без его
присутствия) явление, а как внутри-человеческий,
живущий в его сознании объект.
Информация о нем может передаваться
другому человеку речью, рисунком, чертежом, фотографией и т. п., но она
воспринимается только тогда, когда оказывается внутри человека, проходит через
его осознающий центр.
Мы говорим о жизни образа в человеке, а
не вне его.
Архитектурный образ — один из множества
других образов — людей, животных, предметов, событий, живущих в человеке.
Это объясняет определение образа, как
явления жизни человека.
Человек творит индивидуально, т. е. с
самого себя.
Это не означает, что он отвергает мир,
в котором живет, людей с которыми общается.
Они в значительной степени влияют на
его индивидуальное творчество.
В них он черпает информацию для своего
индивидуализма.
Свобода творчества, не предполагает
абсолютной свободы, когда художник не связан ничем.
Индивидуализм и свободу творчества
Школа рассматривает, как слияние внутренних свободных самоощущений художника с
реальностями окружающей его действительности.
Создавая новую реальность, художник
свободен в своем выборе.
Таким образом — индивидуализм — это
свобода выбора.
Индивидуалистическая архитектура Школы
имеет символическое, знаковое значение.
Архитектура становится носителем не
архитектурного содержания (в принятом значении слова).
Это новое качество приводит к тому, что
ее общение с человеком происходит по другим законам.
Архитектура притягивает человека так
же, как это делает — литература, живопись, музыка, театр, кино и т. д.
Человек начинает «читать», «слушать»,
«смотреть» архитектуру, получая от нее желаемую информацию.
Он соглашается или не соглашается с ее
образными идеями.
Архитектура может воспитывать и
направлять человека.
Она становится действительным спутником
его жизни, а не местом пребывания.
В этом сила новой архитектуры.
Человек за свою многовековую историю
испробовал самые разные приемы формообразования.
Он изобретал стили, в которых загонял
себя в жесткие каноны и правила.
Этот опыт был необходим ему, чтобы наконец освободиться от них и предстать действительным
«венцом творения», свободным в своем творчестве.
Овладев принципами творческого живого
мира, он станет вровень с ним.
Его рукотворные архитектурные образы,
достижимые в реализации возможностями им же созданной современной строительной
индустрии, возведут его в качество не только «венца творения», но и «творца
нового мира».
Вернувшись в живой мир к его живым
линиям и образам он полностью реализует свое
творческое начало.
Познание человеком мира вступит в новую
стадию — сотворчество мира.
Если историю развития архитектурного и
дизайнерского творчества рассматривать, как процесс смены одного стиля или
направления другим, можно-сказать,
что Школой отработаны принципы нового стиля.
Представление о стиле обычно
связывается со сводом идей и приемов...
Новая идея и новый стиль Школы — это
своего рода «антистиль», поскольку в его багаже нет
ни одного устоявшегося канона.
Палитра нового стиля бесконечно
многообразна и неограниченна.
Каждый объект творчества подчинен
исключительно свободной воле автора и не имеет аналогов.
Раскрепощенное мышление, отсутствие
стереотипов, предельная свобода творчества — вот каноны нового стиля.
Единственной оговоркой свободного
творчества является, то, что архитектор-художник для создания «живого» образа
должен знать и чувствовать законы живого мира и не допускать в свое
творчество, произвольных, «мертвых» идей.
У искушенного человека может родится подозрение, что такие установки предопределят хаос,
беспорядочность, дисгармоничность новой среды, в которой человек не найдет
ориентиров для себя, в которой, произведение одного автора будет диссонировать
с объектом творчества другого, со всем окружением.
Разрешение этих сомнений довольно
просто.
Поскольку источником новых образов остается
живой мир с единой человеческой природой, у человека, считающего мир, в
котором он живет-»храмом» гармонии и порядка не
возникнет этих сомнений.
У человека, воспринимающего мир
хаотичным, относительным, беспорядочным, не видящим его внутренней красоты и
совершенства, естественно, они будут.
Принятие или неприятие идей Школы
зависит от внутреннего мироощущения человека и степени его познания мира.
Когда речь заходит об оценке того или
иного произведения человека, мы всегда сталкиваемся с разными мнениями на этот
счет.
Мы говорим: — «На вкус и цвет, товарища
нет».
Школа не разделяет этот принцип
относительности, поскольку он то и предполагает хаотичность и беспорядочность
мира.
В относительном мире все возможно, в
нем нет идеалов и нет на что опереться.
Действительный живой мир — абсолютен.
Человек, познавший эту абсолютность
может, следующим ходом мысли вывести
абсолютную шкалу оценки объектов творчества, на которой они расположатся в
определенном порядке, задающем их, так скажем, рейтинг абсолютности или
близости к совершенству.
Естественно, что чем выше, на этой
шкале, расположен объект творчества, тем более он покоряет мир.
Можно даже определить статистический
показатель этого рейтинга — это будет количество упоминаний, репродукций,
фотографий, тиражей, звуковых записей того или иного объекта творчества.
Человек интуитивно тянется к красоте.
Из ряда вещей, зданий, художественных
образов он вычленяет наиболее совершенные.
Здесь, мы подошли к тому, что
необходимо несколько приоткрыть приемы Школы в совершенствовании объекта
творчества.
Это — достаточно тонкие, скорее всего
очень индивидуальные, как правило, не афишируемые секреты мастерства.
Поэтому, мы дадим только лишь
поверхностную, как бы внешнюю их интерпретацию, оставив в своем ведении их
внутреннюю сущность.
Это внутренняя «производственная» тайна
Школы.
Это нетрадиционные идеи, и их
восприятие требует определенных усилий.
Прежде чем объект творчества
«состоится», т. е. получит свою окончательную форму, до момента, когда его
автор скажет самому себе «Поиск закончен!» — он проходит несколько стадий
своего рождения и становления.
Как мы знаем, жизнь художественного
образа начинается с рождения его идеи в сознании автора.
Весь путь становления образа,
начинающийся с первой отрисованной линии, мы называем
процессом совершенствования образа.
Школой разработаны некоторые его
правила.
Это, своего рода, методические
рекомендации, которые не требуют обязательного применения, но дают определенные
ориентиры пути,
Одной из них является, так называемая,
«Теория нюансов», с некоторыми постулатами, которой мы познакомимся,
Постулат — «Единственности созвучного
сочетания двух элементов композиции» проще всего объяснить на примере двух
тоновых рядов из области цветоведения:
Если представить себе определенный
цвет, к примеру, красный, разложенным в тоновой ряд: от бледно-розового до
темно-красного, получается, не поддающееся количественному определению
множество элементов этого ряда, Нарастание «сгущение», и убывание «разбавление»
цвета определяются нюансными отношениями.
Качественной характеристикой ряда
является нюансная «тонкость» перехода между элементами.
Анологичным
образом может быть разложен в тоновой ряд другой цвет, к примеру, — зеленый.
Постулат единственности созвучия двух элементов
утверждает, что:
В данной композиции, для определенного
элемента одного тонового ряда существует только один «созвучный» ему элемент
другого ряда. Под созвучием элементов понимается такое взаимодействие, при
котором достигается полное взаимосогласие между
ними, их единение в одно целое, их высшее образно-гармоническое единство.
Аналогично цвето-тоновому
созвучию постулат устанавливается и в других областях. Принимается созвучие
двух линий, форм, архитектурных элементов и т. д.
Постулат — «Единственности самозвучания элемента композиции» объясняется таким
образом: Всякий элемент композиции — цвет, линия, форма, архитектурная деталь,
отдельное архитектурное сооружение в композиции города не может восприниматься
в отрыве от окружающей его среды, без «фона», взаимодействуя с которым он получает
самостоятельное значение. Элемент — среда, фигура-фон, дом-город: — это пары,
определяющие это взаимодействие.
Постулат говорит, что: существует
только одно состояние элемента в среде (фигуры в фоне), когда наблюдается
полное взаимосогласие между элементами пары, единство
пары «элемент-среда».
Добиться такой органичности, по мнению
Школы, можно нюансной проработкой.
Постулат — «Единственности созвучия
элементов «композиции» развивает первый. Он утверждает, что существует только
одно композиционное состояние, при котором реализуется полное взаимосогласие, гармоничность сочетания и единство всех
элементов композиции.
И так далее...
Постулаты задают некие единственные,
абсолютные состояния объектов творчества, отклонения от которых снижает
степень их совершенства.
Значение постулатов не в том, чтобы
каждый раз «доростать» до абсолютов совершенства, а в
том, чтобы стремиться к ним.
Они задают путь совершенствования
объекта творчества и естественно, что остановка на определений ступеньке его зависит от воли и желания
«создающего».
Нюанс — в данном случае его рабочий
инструмент.
Еще одним профессиональным секретом Школы
является «Правило композиционной связи».
Мы часто употребляем термин
«композиция».
В переводе с латинского
это — составление, соединение, связь.
Связь частей, элементов в единое целое.
Композиционная связь — едва ли не
главное условие совершенного архитектурного образа.
Учитывая это, школа руководствуется
следующим правилом:
«Качество композиционной связи гораздо
более сильно влияет на художественный образ, чем качество его отдельных
элементов».
Для иллюстрации правила возьмем пример
из лингвистики и морфологии:
Слово «экстра» имеет сложную
организацию: в его составе четыре следующие друг за другом согласные «к», «с»;
«т», «р», однако этим не нарушается единство слова и
согласованность его составляющих.
Чем определяется это единство?.,
Качеством ли элементов-звуков или
состоянием их связи?
Найдем звуку «к» сходный по качеству,
но отличный по звучанию звук, к примеру — «т»,
Оба звука звонкие, взрывные и
качественно походят друг на друга.
Замена в слове «к», на «т» — нарушает
его единство!
«Этстра»« —
распадается на три составляющие «эт-с-тра». Язык не выговаривает
его также слитно, как «экстра»,
После первого слога требуется
остановка, далее звучит отдельное «с», заканчивается слово отдельным «тра».
Оказывается, мы нарушили связь звуков,
обеспечивающую единство слова.
Архитектура первого слова строится на
гармоничной связи элементов, второго на механическом их объединении.
Вернемся к уже
отрисованному нами фасаду и
посмотрим, как меняется состояние образа, при изменении композиционной связи
его частей.
Сами элементы композиции сохраним в
первоначальном виде.
Хорошо видно, что первообраз этих трех
вариантов обладает более совершенной композицией элементов.
В первом варианте дверной и оконные
проемы разваливают его единство.
Во-втором
наклон стен, не согласован с расположением двери и наклоном оконных проемов.
В третьем варианте с шириной фасада не
согласуются внутренние детали.
Эти изменения композиционной связи
элементов образа, почти не влияющие на его ассоциативную идею разрушают его
первоначальную цельность.
Поиск и совершенствование нового
художественного образа — главный интерес Школы.
Кроме, уже приведенных, методов и идей,
разработаны несколько новых методик проектирования и алгоритмов поиска. О них
мы будем говорить в следующих выпусках «Школы Русского Дизайна».