Проза
Не каждый прозаик
сумеет написать хорошее стихотворение. Но любой поэт сможет создать прозаический
текст. Причем поэт — своей профессией приученный к экономии слов — в прозе будет
пользоваться минимальными средствами. Выявлять самую суть идеи, сюжета, образа своего
героя. Наверное, именно по этой причине проза поэта не многотомна.
Случилось так, что прозу я начал писать значительно позже, чем стихи. Первый профессиональный
рассказ («Победитель») появился в ноябре 1994 года. В то время я руководил фирмой
«Квадр», офис которой располагался на Гагаринской улице (в доме № 28). По улице
Пестеля я часто выходил к Фонтанке, к Инженерному замку, к Летнему саду, гулял в
этом красивейшем месте Санкт-Петербурга, думал о делах, о бизнесе и как-то само
собой придумал «Победителя». Его действие в Летнем саду и начинается.
Потом рассказы полились ручьями, но я не очень-то с ними возился. Запишу (или наберу
на пишущей машинке), суну в папку и забуду. Лет пять эта папка набухала, пока я
не взялся составить из более-менее приличных рассказов первый сборник. Составил,
но в свет этому труду выйти было не суждено. Нашлись советчики, критики, «благожелатели»,
которые отговорили. Сейчас жалею, что позволил сбить себя с толку.
Когда писалась «Белая ночь» (1998–2002) некоторые из рассказов этого несостоявшегося
сборника вошли в текст романа. И, конечно, потеряли в своей завершенности и самостоятельности.
Какие-то рассказы превратились в «Сказки про Царя», что тоже не прибавило ни первым,
ни вторым.
После всех этих манипуляций я понял, что художественное произведение должно жить
в той форме — как сейчас модно говорить, в том формате — в котором оно появилось
на свет. Ведь нельзя же переделать девочку в мальчика, или дуб в березу. Мне пришлось
приложить немало усилий, чтобы восстановить мою прозу в ее первозданном виде.
Первая подборка из 3-х рассказов «В купе», «Овсянка» и «На работу» была опубликована
в журнале Санкт-Петербургской организации Союза писателей России «Изящная словесность»
(№ 3, 2003).
Посмотреть: Изящная словесность (обложка).
А чуть раньше
Питерское издательство «ИП Комплекс» выпустило в свет «Белую ночь» — роман о любви
и власти — с такой аннотацией.
«Белая ночь» — первый роман петербургского писателя Владимира Хохлева.
В романе, построенном на динамичном быстроразвивающемся сюжете, созданы характеры
смелых, решительных и честных людей, борющихся со своими противниками за право самостоятельно
вершить свою судьбу и строить свою жизнь. Автор серьезно размышляет о значении любви
и власти в жизни человека и одновременно с этим иронизирует над некоторыми особенностями
современного российского бытия. Действие романа происходит в Санкт-Петербурге в
наше время».
Посмотреть: Белая ночь (обложка).
Позже текст аннотации
я не один раз встречал на сайтах многочисленных Интернет магазинов. Благодаря им
«Белая ночь» получила самый мощный Интернет-PR, но это обстоятельство не должно
сбивать с толку моих проницательных читателей. Количество упоминаний, конечно, может
поднять рейтинг книжки, но никак не поднимает ее качества. В романе есть удивительные
находки, как отмечают литературоведы «невероятно ярко прописан (как будто подсмотрен
и списан) образ человека власти — Павла Броева». Но, к сожалению, есть и проколы.
В одноименном киносценарии я немного исправил положение, кроме этого не один раз
намеревался, переписав роман, подготовить второе издание. Духу (или, может быть,
времени) не хватило. Но, это пока...
На настоящем сайте размещен частично исправленный и дополненный текст «Белой ночи».
В 2005 году Литературно-художественный журнал Союза писателей России «Северная аврора»
(гл. редактор Е. Лукин) публикует подборку рассказов — «Выборы», «День рождения»
и «Осенило» под общим названием «Дворовые истории».
Посмотреть: Северная аврора (обложка).
И с этого же года я становлюсь постоянным автором-прозаиком (и одновременно, поэтом) Литературно-художественного альманаха «Медвежьи песни» и газеты «Парадный подъезд» (гл. редактор А. Романов)
Посмотреть:
Медвежьи
песни (обложка),
Парадный
подъезд (обложка).
В 2006 году издательство АССПИН, благодаря финансовой помощи депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга, председателя комиссии по культуре С. Ю. Андреева выпускает прозаический сборник «EAST. Восточный горизонт».
Посмотреть: EAST. Восточный горизонт (обложка).
В «EASTе» — как
книжка в книжке — впервые опубликованы «Байки садовода», на мой взгляд заслуживающие
отдельного издания. А короткая повесть «Ксения», рассматривается мной (и одобрена
Л. И. Малеванной), как литературный сценарий (или заявка идеи) нового художественного
фильма.
Когда «EAST» обсуждался на секции прозы СП, произошел интересный случай, о котором
хочется рассказать. Рассказ «Приезжий Протапов» разделил секцию на два непримиримых
стана и спровоцировал ожесточенный спор. Левый край утверждал, что в рассказе отсутствует
художественное начало, в нем мало фантазии и вымысла. Правый край говорил, что главный
герой — это удивительно тонко нарисованный собирательный образ русского человека,
с его сугубо национальным отношением к действительности. Я сидел и молчал. И сейчас
пожалуй промолчу...
В 2007 году то же издательство АССПИН выпустило в свет мой второй роман с интригующим
названием «Шифр № 0». В нем вымысла оказалось «хоть отбавляй», но и исторических
фактов предостаточно. Открою небольшой секрет — перед тем как написать «Шифр» около
15 лет я занимался изучением творчества А. С. Пушкина. «Нарыть» сумел много, в романе
оказалась часть добытого. Но и ее, как мне кажется, достаточно, чтобы читатель смог
взглянуть на творчество поэта с иного ракурса. А об идее с компьютерной поэтической
программой я выслушал много лестных слов, в том числе и от уважаемых в Санкт-Петербурге
людей.
Посмотреть: Шифр № 0 (обложка).
В 2008 году в США в двух номерах газеты «Обзор weekly» (Чикаго) с подачи литературного редактора С. Каминского были опубликованы рассказы «Приезжий Протапов», «Властелин», «Овсянка», «В купе», «Ортодокс»...
Посмотреть: Обзор weekly (газета).
Вот, что обо мне,
как о прозаике сказала известный литературовед, кандидат филологических наук, лауреат
Всероссийской православной литературной премии им. Александра Невского (2007) Татьяна
Батурина в своей книге «Лоскутный покров» (СПб., 2008). Статья называется «Мять
время шагом»
«Хохлев более всего склонен к прозе малых форм. Однако есть у него и «Белая ночь.
Роман о любви и власти» (2003). Роман тоже полон размышлениями, почти всегда интересными,
в нем есть удачные повороты сюжета. Однако, на мой взгляд, роман несколько рыхловат,
заметно растянут.
А вот рассказы Хохлева — это его сфера. Форма их самая непритязательная. Создается
ощущение, что автор настолько увлечен проблемой, настолько она кажется важной, что
ему просто не до формальных ухищрений. В сборнике «EAST. Восточный горизонт» есть
небольшой рассказ-диалог аналогичным названием. Беседуют Джек Нулин, потомок русских
эмигрантов, как он сам говорит — «на четверть русский», и бригадный генерал Старк.
Беседуют о русских, которых, как они убеждены, понять невозможно, «Они живут каким-то
чутьем... звериным. Что-то постоянно ищут, строили какой-то коммунизм. За просто
так. За паек... Бредовый народ». Этот рассказ, заключенные в нем рассуждения — заявка
на главную тему сборника. Речь в нем идет о русском национальном характере, как
он проявляется в современной действительности.
Характерным в этом смысле является рассказ «Приезжий Протапов». Приехав в гости
к сыну, Протапов поразился запущенностью и загаженностью двора, где живет сын. Он
решил воспротивиться беспорядку и ценой невероятных усилий добился своего. Рассказ
представляет собой череду житейских похождений героя. Но организующая рассказ мысль
важна и значительна. Протапов словно бы взывает к совести каждого, заставляет оглядеться
вокруг себя, испытать огорчение и стыд.
Или, например, «Байки садовода». В авторском предисловии говорится: «Именно сады,
как малые самодостаточные хозяйствующие единицы, заложили экономическую базу новых,
а вернее забытых старых, рыночных отношений». И на протяжении семидесяти страниц
в отдельных «байках» осмысливает эту проблему. Все байки, каждая весьма малого размера,
— это размышления еще молодого и полного сил садовода. Всё добросовестно аргументировано:
и выбор места, и приобретение инструментов, и выкорчевка пней, и отношения с соседями...
А попутно идут политические раздумья. О Ленине, о ГКЧП, о Ельцине, о Путине. А потом
еще рассказ о том, как вылечился от сколиоза, размышления о бизнесе, о том, как
бросил курить... И к любой проблеме практический подход.
Порой же писателя волнует какой-то психологический штрих. Вот, например, в рассказе
«Ночь» повествуется, как Иван выбирался из болота. Здесь просто осмысливается крепость
характера, проявляющаяся в общении с природой, в трудных для человека обстоятельствах.
Рассказ «14 февраля» — путешествие двух влюбленных по их недалекому прошлому. Осмысливаются
характеры, их отношение к жизни. Можно сказать, что характер начинается с сопротивления
среде, как когда-то говаривал Горький. Только у героя этого рассказа несколько необычное
сопротивление. Когда все в классе решили «сачкануть» с математики, вопреки этому
решению, осуждаемый товарищами, воспринимаемый как «предатель» общего дела, герой
остается в классе один. Остается из-за выпускной оценки, так как собирается поступать
в вуз. Так он «свою волю смог воле коллективной противопоставить. И не сломался».
Можно сказать, что главное в герое — он учится думать. «Не повторять, как попугай,
чьи-то мысли и выводы, а додумываться до своих». Об этом по существу и рассказ «Декрет
декана». Декан Сидоров пришел к выводу, что людям нужно «помолчать», «чтобы отыскать
свет и настоящую правду».
Отыскивая привлекший его внимание характер, Хохлев постоянно соотносит его с нынешней
действительностью. В рассказе «Ксения» героиню постигает судьба известной святой
Ксении Блаженной. В автокатастрофе погибает вся ее семья: муж, дочь, зять и внук.
Потеряв силы жить, омертвев душой, она безмолвно существует среди людей, становится
похожей на свою святую. Но когда окружающие начинают претендовать на ее трехкомнатную
квартиру, она глуха к их уговорам, словно в полумертвой душе еще живо затаившееся
чувство собственника. И она постоянно стремится общаться с мальчиком Витей, строит
с ним его игрушечный домик, который все время разрушают взрослые. А когда Kcения
подходит к церкви, она прикасается к каждому человеку, словно стараясь каждому отдать
частицу тепла. Значит, не угасли под пеплом горя искры материнского инстинкта и
любви к людям.
Как и его герой декан Сидоров, Хохлев ищет «мыслей, мыслей и мыслей», причем силится
заглянуть в завтрашний день, а не предаваться стенаниям по ушедшему и не сбывшемуся.
Он всегда обращен к жизни, считая своей задачей «отставить лень, мять время шагом,
под неба флагом» (стихотворение «Задача». Хохлев не только прозаик, но и поэт!).
Мысли порой наваливаются на него, порождая рыхлость художественной ткани. Мне думается,
единственное, что необходимо этому еще молодому, талантливому и своеобразному писателю,
это серьезная, настойчивая организаторская работа в его словесном хозяйстве».
* * *
* * *
* * *